3.2. Изучение чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием у младших школьников
Ахутина Т.В., Головина О.Е.
Методика предназначена для определения используемой стратегии переработки информации (аналитической или холистической) при чтении слов.
В подборе слов для этой методики учитывались 2 основных параметра — частотность и возможность или невозможность прочтения слова с использованием только фонетических законов чтения: слова с регулярным написанием можно прочесть правильно при использовании фонетических и морфологических законов чтения (кто, курица), слова с нерегулярным написанием требуют знания дополнительной информации о правилах чтения этого слова (что-[што], бульон- [бул’йон], извозчик— [извощик]). Слова были разделены на 4 группы слов по 15 слов в каждой:
- частотные регулярные (фонетические) слова — те слова, которые встречаются ребенку достаточно часто и читаются так же, как и пишутся;
- нечастотные регулярные (фонетические) — те слова, которые встречаются ребенку гораздо реже, но читаются так же, как и пишутся;
- частотные нерегулярные (нефонетические) — слова, которые встречаются ребенку достаточно часто, а произносятся и пишутся по-разному;
- нечастотные нерегулярные (нефонетические) — слова, которые встречаются ребенку редко и произносятся и пишутся по-разному. Внутри частотных и нечастотных групп слов регулярные и нерегулярные слова уравнивались по произносительной сложности (ПС), которая высчитывалась по формуле: произносительная сложность = количество звуков в слове (сумма гласных и согласных звуков)х 1 + (количество закрытых слогов) х 1 + (количество стечений согласных) х 2 (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Стимульный материал
|
Кар | Кар | Кар | Кар | Кар | Кар | Кар | Кар |
точка | точка | точка | точка | точка | точка | точка | точка |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 |
немец | пятна | ИЗВОЗ | |||||
море | что | зона | пюре | кий | дцать | клятва | ЧИК |
мужчи | |||||||
курица | учиться | весть | на | много | ничего | щётка | купе |
празд | рукави | город | бульон | ||||
семья | ник | ца | ской | почта | счастье | житель | |
кафе | которо | любез | расчёс | ||||
кто | счёт | учёт | слово | го | ный | ка | |
ящик | нового | синица | итого | строго | сердце | метель | позже |
радост | глу | лестни | вечный | ||||
здание | ный | пость | ца | направо | конечно | отель | |
кофе | чудес | песча | |||||
этот | его | ателье | ный | какого | кузница | ный | |
столько | чтобы | лучина | мягкий |
Процедура проведения: Ребенку дается инструкция: «Читай слова» и предъявляются карточки, на которых напечатаны столбики из 8-7 слов.
Фиксируется время прочтения каждой карточки. Чтение записывается на диктофон, а затем протоколируется.
3.3. Изучение навыков чтения вслух и « про себя» у учащихся начальных классов
Иншакова О.Б., Ахутина Т.В.
Изучение двух видов чтения, чтения вслух и чтения «про себя», осваиваемых школьниками в процессе их обучения, проводится с конца первого года обучения и далее в начале и в конце каждого следующего учебного года с помощью специально подобранных текстов и позволяет выявить дислексию. Ежегодно в текстах увеличивается количество предложений, количество слов со сложной слоговой структурой, согласных и гласных букв, количество встречающихся в словах кластеров. Возрастание сложности текстов, предназначенных для чтения вслух, представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Анализ сложности контрольных текстов для чтения вслух
|
Процедура обследования с момента начала чтения полностью записывается на диктофон. Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется с начала текста, не включая его название. Оценка скорости происходит либо в процессе обследования чтения, либо позже при прослушивании аудиозаписи во время обработки материала.
Результаты обследования переносятся в индивидуальный протокол учащегося.
Процедура проведения. Школьникам предлагается прочитать текст от начала до конца, вместе с заголовком.
Инструкция: «Пожалуйста, громко читай текст вместе с его названием. Читай внимательно, так как после чтения его нужно пересказать».
В процессе чтения определяются:
1) скорость чтения;
2) ступень (способ) чтения: побуквенное чтение; слоговое чтение, которое может быть отрывистым или плавным; синтетическое чтение (чтение словами и слогами сложных слов), словосочетаниями и предложениями;
3) ошибки чтения;
4) выразительность чтения.
Помимо этого во время чтения фиксируется использование слежения по строке.
Далее приводятся образцы текстов, используемых при обследовании чтения вслух школьников первых, вторых, третьих и четвертых классов.
Все тексты, выбранные для проверки, рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Способ чтения – предыдущая | следующая – Тексты для чтения вслух
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников