3. Графическая проба. Проба направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, плавного переключения с одного элемента программы на другой, автоматизации двигательной серии. Кроме того, проба может дать информацию о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных функций (соблюдение строки). При выполнении выявляются также тенденция к микрографии, нейродинамические характеристики движения — темп деятельности, утомляемость, важные для оценки функций I блока мозга.
Процедура проведения пробы. Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух чередующихся элементов: П и Л, высота которых равна 0,8-0,9 см, а ширина — 0,6-0,7 см. Ребенку предъявляется образец узора, и он продолжает его до конца строки по узкой стороне листа формата А4. Начинать рисовать узор необходимо, отступив 1 см от левого края и приблизительно одну треть высоты листа, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки. Проба выполняется цветными фломастерами (одним цветом рисует психолог, а другим — ребенок) на достаточно тонкой бумаге для последующей оценки пауз. Фиксируется время выполнения пробы.
Образец:
ПЛПЛ
Инструкция: «Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки. Только фломастер отрывать от листа нельзя». Если в ходе выполнения ребенок сбивается с образца, то его внимание вновь обращается к образцу: «Посмотри на образец. Будь внимательнее». Если он отрывает руку от листа, то ему напоминают это условие, но лишь однократно.
4. Выполнение ритмов по речевой инструкции. Это одна из трех проб на ритмы, она предлагается ребенку вместе с другими пробами на ритмы (см. ниже). Данная проба направлена на исследование способности к произвольному выполнению двигательных программ (ритмов) по речевой инструкции и отражает состояние как серийной организации, так и программирования и контроля.
Процедура проведения пробы. Проба состоит из 4-х заданий, в которых психолог предлагает ребенку отстучать серии ритмов.
Инструкция:
1. «Постучи по 2 раза»;
2. «Постучи по 3 раза»;
3. «Постучи 1 раз громко и 2 тихо… Продолжай»;
4. «Постучи 3 раза слабо и 2 сильно… Продолжай».3-е и 4-е задания следует предъявлять ровным голосом, не меняя его громкость. Каждый раз психолог следит за выполнением 7-10 ритмических структур.
5. Проба на завершение фраз.Проба направлена на исследование возможности построения синтаксически правильного сложного предложения с союзами «потому что» и «хотя». С ее помощью оценивается серийная (синтаксическая) организация речи на уровне предложения.Процедура проведения пробы. Ребенку зачитывается первая часть сложноподчиненного предложения, заканчивающаяся подчинительным союзом, и предлагается придумать его конец.
Инструкция:
1. Закончи предложение: «Игорь промочил ноги, потому что…»
Закончи предложение: «Маша замерзла, хотя…»
Более сложный вариант пробы, который можно предложить учащимся 2-4 классов, предполагает вставку союзов.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют в письменной форме 4 предложения и предлагают вставить недостающие слова.
Инструкция: «Прочти внимательно одно предложение и подумай, какое слово пропущено… Молодец. Теперь читай следующее».
Текст, предъявляемый ребенку:
«Оля читала книгу, … не дочитала до конца».
«Поезд не пришел вовремя,… ремонтировались пути».
«Маша опоздала в школу, … очень торопилась».
«Саша не пойдет гулять,… не выучит уроки».
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это задание включает основные этапы построения связного высказывания: ориентировка в ситуации и ее осмысление, построение программы высказывания, лексико-грамматическое развертывание и внешнее (моторное) оречевление.
Анализ первого этапа обычно выделяется в особую пробу «Понимание смысла серии картинок», в которой детям часто предлагают серию картинок в случайном порядке с тем, чтобы они нашли правильную последовательность. Эта проба относится к пробам на исследование функций программирования и контроля действий, так как предполагает выявление ключевых признаков изображенной ситуации, выдвижение гипотез об общем сюжете и контроль гипотез (см. следующий раздел). Для исследования понимания смысла серии картинок необходимо проанализировать как раскладывание картинок, так и содержание рассказа, а также правильность ответов на вопросы по смыслу изображенной ситуации. В связи с этим описание пробы на раскладывание серии картинок и понимание их смысла, которое должно находиться в следующем разделе, будет дано вместе с описанием речевых аспектов пробы.
Однако при интерпретации данных о понимании смысла серии картинок нужно иметь в виду, что не менее важную роль в понимании серии играют и зрительные, и зрительно-пространственные функции правого полушария (Лурия, 1969; Кок, 1967). От них зависит не только разнообразие и точность зрительных представлений, но и организация невербального опыта, формирование обобщенных схем ситуаций — фреймов, включая сценарные фреймы (Ахутина, 2005; Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати; McDonald, 2000; Humphries et al., 2004). Слабость функций правого полушария проявляется и в затрудненном поиске правильной последовательности картинок, и в особенностях содержания рассказа (см. ниже).
Анализ составленного ребенком рассказа направлен, прежде всего, на выявление способности ребенка планировать текст и строить правильные синтаксические конструкции. Таким образом, проба позволяет оценить серийную организацию речевых действий на уровне предложения и текста. Кроме того, с помощью этой пробы можно проанализировать точность выбора слов, богатство словарного запаса.
Дополнительный анализ ответов на вопросы по смыслу серии позволяет уточнить, насколько ребенок понимает изображенную ситуацию и насколько смысловая полнота его рассказа зависит от состояния его речевых и неречевых функций.
Процедура проведения пробы. Ребенку даются четыре картинки, объединенные единым сюжетом.
Инструкция: 1. «Разложи картинки по порядку». Если картинки разложены неверно, то психолог помогает разложить их правильно, давая сначала стимулирующую помощь, а затем наводящие вопросы. После самостоятельного или совместного раскладывания картинок ребенку дают следующую инструкцию.
2. «Посмотри на картинки внимательно еще раз и составь рассказ, чтобы было понятно, что произошло». После этих слов засекается время рассказывания. Рассказ записывается дословно (желательно использование диктофона).
При необходимости ребенку задают вопросы, уточняющие понимание ситуации, например:
— Почему мужчина стал грязным?
Организация движений – предыдущая | следующая – Инструкция для детей
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников