Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

3. Графическая проба. Проба направлена на исследование воз­можности усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, плавного переключения с одного элемента программы на другой, автоматизации двигательной серии. Кроме то­го, проба может дать информацию о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных функций (соблюдение строки). При выполнении выявляются также тенденция к микрографии, нейродинамические характеристики движения — темп деятельности, утом­ляемость, важные для оценки функций I блока мозга.

Процедура проведения пробы. Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух чередующихся элементов: П и Л, высота которых равна 0,8-0,9 см, а ширина — 0,6-0,7 см. Ребенку предъявля­ется образец узора, и он продолжает его до конца строки по узкой стороне листа формата А4. Начинать рисовать узор необходимо, от­ступив 1 см от левого края и приблизительно одну треть высоты лис­та, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки. Проба выполняется цветными фломасте­рами (одним цветом рисует психолог, а другим — ребенок) на доста­точно тонкой бумаге для последующей оценки пауз. Фиксируется время выполнения пробы.

Образец:

ПЛПЛ

Инструкция: «Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки. Только фломастер отрывать от листа нельзя». Если в ходе выполнения ребенок сбивается с образца, то его внимание вновь обращается к образцу: «Посмотри на образец. Будь внимательнее». Если он отрывает руку от листа, то ему напоминают это условие, но лишь однократно.

4. Выполнение ритмов по речевой инструкции. Это одна из трех проб на ритмы, она предлагается ребенку вместе с другими про­бами на ритмы (см. ниже). Данная проба направлена на исследование способности к произвольному выполнению двигательных программ (ритмов) по речевой инструкции и отражает состояние как серийной организации, так и программирования и контроля.

Процедура проведения пробы. Проба состоит из 4-х заданий, в которых психолог предлагает ребенку отстучать серии ритмов.

Инструкция:

1.  «Постучи по 2 раза»;
2.  «Постучи по 3 раза»;
3.  «Постучи 1 раз громко и 2 тихо… Продолжай»;
4.  «Постучи 3 раза слабо и 2 сильно… Продолжай».3-е и 4-е задания следует предъявлять ровным голосом, не меняя его громкость. Каждый раз психолог следит за выполнением 7-10 ритмических структур.

5. Проба на завершение фраз.Проба направлена на исследова­ние возможности построения синтаксически правильного сложного предложения с союзами «потому что» и «хотя». С ее помощью оцени­вается серийная (синтаксическая) организация речи на уровне пред­ложения.Процедура проведения пробы. Ребенку зачитывается первая часть сложноподчиненного предложения, заканчивающаяся подчинитель­ным союзом, и предлагается придумать его конец.

Инструкция:

1. Закончи предложение: «Игорь промочил ноги, потому что…»

Закончи предложение: «Маша замерзла, хотя…»

Более сложный вариант пробы, который можно предложить уча­щимся 2-4 классов, предполагает вставку союзов.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют в пись­менной форме 4 предложения и предлагают вставить недостающие слова.

Инструкция: «Прочти внимательно одно предложение и поду­май, какое слово пропущено… Молодец. Теперь читай следующее».

Текст, предъявляемый ребенку:

«Оля читала книгу, … не дочитала до конца».

«Поезд не пришел вовремя,… ремонтировались пути».

«Маша опоздала в школу, … очень торопилась».

«Саша не пойдет гулять,… не выучит уроки».

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это задание включает основные этапы построения связного высказыва­ния: ориентировка в ситуации и ее осмысление, построение програм­мы высказывания, лексико-грамматическое развертывание и внешнее (моторное) оречевление.

Анализ первого этапа обычно выделяется в особую пробу «По­нимание смысла серии картинок», в которой детям часто предлагают серию картинок в случайном порядке с тем, чтобы они нашли пра­вильную последовательность. Эта проба относится к пробам на ис­следование функций программирования и контроля действий, так как предполагает выявление ключевых признаков изображенной ситуа­ции, выдвижение гипотез об общем сюжете и контроль гипотез (см. следующий раздел). Для исследования понимания смысла серии кар­тинок необходимо проанализировать как раскладывание картинок, так и содержание рассказа, а также правильность ответов на вопросы по смыслу изображенной ситуации. В связи с этим описание пробы на раскладывание серии картинок и понимание их смысла, которое должно находиться в следующем разделе, будет дано вместе с описа­нием речевых аспектов пробы.

Однако при интерпретации данных о понимании смысла серии картинок нужно иметь в виду, что не менее важную роль в понимании серии играют и зрительные, и зрительно-пространственные функции правого полушария (Лурия, 1969; Кок, 1967). От них зависит не толь­ко разнообразие и точность зрительных представлений, но и органи­зация невербального опыта, формирование обобщенных схем ситуа­ций — фреймов, включая сценарные фреймы (Ахутина, 2005; Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати; McDonald, 2000; Humphries et al., 2004). Слабость функций правого полушария проявляется и в затруд­ненном поиске правильной последовательности картинок, и в особен­ностях содержания рассказа (см. ниже).

Анализ составленного ребенком рассказа направлен, прежде все­го, на выявление способности ребенка планировать текст и строить правильные синтаксические конструкции. Таким образом, проба по­зволяет оценить серийную организацию речевых действий на уровне предложения и текста. Кроме того, с помощью этой пробы можно проанализировать точность выбора слов, богатство словарного запаса.

Дополнительный анализ ответов на вопросы по смыслу серии позволяет уточнить, насколько ребенок понимает изображенную си­туацию и насколько смысловая полнота его рассказа зависит от со­стояния его речевых и неречевых функций.

Процедура проведения пробы. Ребенку даются четыре картинки, объединенные единым сюжетом.

Инструкция: 1. «Разложи картинки по порядку». Если картинки разложены неверно, то психолог помогает разложить их правильно, давая сначала стимулирующую помощь, а затем наводящие вопросы. После самостоятельного или совместного раскладывания картинок ребенку дают следующую инструкцию.

2. «Посмотри на картинки внимательно еще раз и составь рассказ, чтобы было понятно, что произошло». После этих слов засекается время рассказывания. Рассказ записывается дословно (желательно использование диктофона).

При необходимости ребенку задают вопросы, уточняющие пони­мание ситуации, например:

— Почему мужчина стал грязным?

Организация движений – предыдущая | следующая – Инструкция для детей

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах