Яндекс.Метрика

Методики нейропсихологического исследования детей

Глава 1. Методики нейропсихологического исследования детей

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю.

Предварительные замечания

До изложения проб необходимо сделать несколько замечаний обще­го характера, которые важно учитывать при проведении исследования.

—   До выполнения всех проб нужно наладить контакт с ребенком. Данные о том, насколько охотно ребенок выполняет те или иные про­бы, принимаются во внимание при интерпретации результатов. Обя­зательно фиксируются проявления утомления.

—   При выполнении всех двигательных проб необходимо следить за позой ребенка, обращая внимание на напряженность, «зажимы», синкинезии для того, чтобы по возможности помочь ребенку уйти от них. Наличие синкинезий фиксируется.

—   Время проведения большинства проб не ограничено. При на­личии ограничения в протоколе и тексте указывается лимит для каж­дой пробы. Тем не менее, заметки о темпе выполнения проб могут быть полезны для интерпретации результатов.

—   В тех случаях, когда скорость выполнения задания измеряется без помощи секундомера, она оценивается относительно общей ско­рости реакций ребенка вне ситуации обследования.

—   Все рисуночные (графические) пробы выполняются на от­дельных листах бумаги.

—   Если при выполнении задания возникли внешние помехи, по­сторонний шум и т.п., это необходимо зафиксировать в протоколе и учитывать при интерпретации данных.

Исследование функций блока программирования, регуляции и контроля деятельности.

1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. Проба позволяет исследовать: 1) воз­можность усвоения двигательной программы по наглядному образцу и 2) способность к автоматизации двигательного навыка, переключе­ния с одного движения на другое. Существуют развернутые и краткие варианты этой пробы: с использованием одной или двух рук, с вы­полнением одной или двух последовательностей движений.

Процедура проведения пробы. Психолог, сидя напротив ребенка, демонстрирует ему последовательность движений рукой.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе движения рукой, а ты вни­мательно смотри и запоминай, сам пока ничего не делай».

Психолог выполняет последовательность движений «ладонь — кулак — ребро». Его рука располагается по центру относительно ре­бенка. При выполнении только кисть руки (но не запястье!) касается стола. Последовательность выполняется 3 раза. Перед последней се­рией, не делая паузы в своих движениях, психолог предупреждает: «И последний раз». Затем предлагает ребенку самостоятельно вос­произвести серию. Выбор руки зависит от ребенка.

Образец:

В случае затруднений (если ребенок не может правильно, т.е. без ошибок или с самокоррекцией, воспроизвести последовательность) ему оказываются следующие виды помощи:

  1. повторное предъявление (образец аналогичным образом де­монстрируется второй раз);
  2. совместное выполнение (образец предъявляется еще раз, но те­перь ребенку разрешают повторять движения совместно с психологом);
  3. совместное выполнение + речевая инструкция (совместное вы­полнение образца сопровождается речевой инструкцией педагога: «ладонь — кулак — ребро»).

Если ребенок не усваивает после этого программу движений, пробу прекращают.

После усвоения программы для оценки автоматизации психолог предлагает выполнять движения побыстрее и оценивает выполнение примерно 7-10 серий. После интерференции (выполнение других проб) ребенка просят вспомнить и воспроизвести эти движения. Это самый краткий вариант данной пробы (одна последовательность од­ной рукой).

Следующий вариант: одна последовательность двумя руками. После выполнения движений одной рукой ребенку предлагают вы­полнить программу другой рукой.

Другой вариант: две последовательности одной рукой. После вы­полнения первой программы ребенку предлагают запомнить и выпол­нить вторую программу «кулак — ладонь — ребро». Процедура предъявления та же.

Сложный вариант: две последовательности двумя руками. После выполнения движений первой программы одной рукой ребенку пред­лагают запомнить вторую программу, затем сменить руку и выпол­нить вторую программу, а затем первую. Таким образом, первая про­грамма выполняется на следах после гомогенной интерференции, что затрудняет ее припоминание и выполнение.

2. Реципрокная координация движений. Проба направлена на исследование сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Процедура проведения пробы. Проба заключается в одновремен­ном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжима­ния кулака другой руки. Психолог показывает движения, сопровож­дая их инструкцией.

Инструкция: «Положи руки на стол… Так. Сожми одну руку в кулак… А теперь одновременно меняй положение рук…»

При выполнении только кисти рук (но не запястья!) касаются стола. Психолог 3-4 раза выполняет движения вместе с ребенком, а затем ребенок делает их самостоятельно. После усвоения программы психолог просит ребенка выполнять движения руками быстрее и на­блюдает за выполнением 7-10 пачек.

Образец:

Методы нейропсихологического обследования – предыдущая | следующая – Исследования функций мозга

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах