тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Методики нейропсихологического исследования детей

Глава 1. Методики нейропсихологического исследования детей

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю.

Предварительные замечания

До изложения проб необходимо сделать несколько замечаний обще­го характера, которые важно учитывать при проведении исследования.

—   До выполнения всех проб нужно наладить контакт с ребенком. Данные о том, насколько охотно ребенок выполняет те или иные про­бы, принимаются во внимание при интерпретации результатов. Обя­зательно фиксируются проявления утомления.

—   При выполнении всех двигательных проб необходимо следить за позой ребенка, обращая внимание на напряженность, «зажимы», синкинезии для того, чтобы по возможности помочь ребенку уйти от них. Наличие синкинезий фиксируется.

—   Время проведения большинства проб не ограничено. При на­личии ограничения в протоколе и тексте указывается лимит для каж­дой пробы. Тем не менее, заметки о темпе выполнения проб могут быть полезны для интерпретации результатов.

—   В тех случаях, когда скорость выполнения задания измеряется без помощи секундомера, она оценивается относительно общей ско­рости реакций ребенка вне ситуации обследования.

—   Все рисуночные (графические) пробы выполняются на от­дельных листах бумаги.

—   Если при выполнении задания возникли внешние помехи, по­сторонний шум и т.п., это необходимо зафиксировать в протоколе и учитывать при интерпретации данных.

Исследование функций блока программирования, регуляции и контроля деятельности.

1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. Проба позволяет исследовать: 1) воз­можность усвоения двигательной программы по наглядному образцу и 2) способность к автоматизации двигательного навыка, переключе­ния с одного движения на другое. Существуют развернутые и краткие варианты этой пробы: с использованием одной или двух рук, с вы­полнением одной или двух последовательностей движений.

Процедура проведения пробы. Психолог, сидя напротив ребенка, демонстрирует ему последовательность движений рукой.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе движения рукой, а ты вни­мательно смотри и запоминай, сам пока ничего не делай».

Психолог выполняет последовательность движений «ладонь — кулак — ребро». Его рука располагается по центру относительно ре­бенка. При выполнении только кисть руки (но не запястье!) касается стола. Последовательность выполняется 3 раза. Перед последней се­рией, не делая паузы в своих движениях, психолог предупреждает: «И последний раз». Затем предлагает ребенку самостоятельно вос­произвести серию. Выбор руки зависит от ребенка.

Образец:

В случае затруднений (если ребенок не может правильно, т.е. без ошибок или с самокоррекцией, воспроизвести последовательность) ему оказываются следующие виды помощи:

  1. повторное предъявление (образец аналогичным образом де­монстрируется второй раз);
  2. совместное выполнение (образец предъявляется еще раз, но те­перь ребенку разрешают повторять движения совместно с психологом);
  3. совместное выполнение + речевая инструкция (совместное вы­полнение образца сопровождается речевой инструкцией педагога: «ладонь — кулак — ребро»).

Если ребенок не усваивает после этого программу движений, пробу прекращают.

После усвоения программы для оценки автоматизации психолог предлагает выполнять движения побыстрее и оценивает выполнение примерно 7-10 серий. После интерференции (выполнение других проб) ребенка просят вспомнить и воспроизвести эти движения. Это самый краткий вариант данной пробы (одна последовательность од­ной рукой).

Следующий вариант: одна последовательность двумя руками. После выполнения движений одной рукой ребенку предлагают вы­полнить программу другой рукой.

Другой вариант: две последовательности одной рукой. После вы­полнения первой программы ребенку предлагают запомнить и выпол­нить вторую программу «кулак — ладонь — ребро». Процедура предъявления та же.

Сложный вариант: две последовательности двумя руками. После выполнения движений первой программы одной рукой ребенку пред­лагают запомнить вторую программу, затем сменить руку и выпол­нить вторую программу, а затем первую. Таким образом, первая про­грамма выполняется на следах после гомогенной интерференции, что затрудняет ее припоминание и выполнение.

2. Реципрокная координация движений. Проба направлена на исследование сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Процедура проведения пробы. Проба заключается в одновремен­ном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжима­ния кулака другой руки. Психолог показывает движения, сопровож­дая их инструкцией.

Инструкция: «Положи руки на стол… Так. Сожми одну руку в кулак… А теперь одновременно меняй положение рук…»

При выполнении только кисти рук (но не запястья!) касаются стола. Психолог 3-4 раза выполняет движения вместе с ребенком, а затем ребенок делает их самостоятельно. После усвоения программы психолог просит ребенка выполнять движения руками быстрее и на­блюдает за выполнением 7-10 пачек.

Образец:

Методы нейропсихологического обследования – предыдущая | следующая – Исследования функций мозга

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах