Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Различные формы семейной психотерапии. В литературе по семейной психотерапии до сих пор остается дискуссионным во­прос о том, в какой форме следует работать с семьей. Должны ли в психотерапии участвовать все члены семьи, или она мо­жет осуществляться в форме работы с семейными проблемами индивидов, или для ее проведения необходимо участие наибо­лее активных, важных для решения конфликта членов семьи?

При этом все исследователи оказываются единодушными в том, что психотерапевту необходимо видеть семью в целом, только тогда становятся не схематичными, а реальными пред­ставления о расстановке сил в семье. Аксиомой можно считать и положение о том, что для изменения характера коммуника­ции, «семейных правил» (исходя из существующих представле­ний о взаимодействии) нужно работать со всей семьей. На практике семейные психотерапевты используют гибкую так­тику. Обычно психотерапевтический процесс включает в себя на разных этапах работу как с семьей в целом, так и с отдель­ными ее членами в зависимости от изменения семейной ситуа­ции и в соответствии с динамикой самой психотерапии.

В отечественной практике семейная психотерапия часто со­четается с групповой. Такой подход оказывается оправданным в тех случаях, когда кого-либо из членов семьи «изолируют» из патогенной ситуации или (это довольно распространенный вариант) пребывание в группе используется для психологиче­ского роста, взросления наиболее инфантильного члена семьи. После такой работы с отдельными членами семьи семейная психотерапия может быть продолжена. Групповая психотерапия может осуществляться и в другой форме. Речь идет, например, о создании родительских групп больных шизофренией, суици- дентов, групповой психотерапии с женами больных алкоголиз­мом. Родительская психотерапия бывает направлена прежде всего на создание групповых норм отношения к больным. Об опыте работы в родительских группах больных шизофренией пишет В. М. Воловик (1980). Такие смешанные группы, в ко­торые могут включаться и здоровые супруги больных, условно называются автором «родительскими собраниями». Обсуждение в этих группах касается реальных проблем сегодняшнего дня и планов на будущее. В группах корректируются неадекватные способы семейного взаимодействия. Это особенно важно для хаотических семей, которые в среде других родителей, состав­ляющих группу, находят «эталон» собственного родительского поведения.

Для перечисленных видов семейной психотерапии (скон­центрированной на всей семье, на супружеской паре, исполь­зующей сочетание индивидуальной, семейной и групповой ра­боты) важным остается вопрос о психотерапевтической тактике ведения семейной группы. При любом сочетании конкретных техник обязательным является обсуждение происходящего в семье минимум двумя психотерапевтами. Это не означает, что оба психотерапевта обязательно должны участвовать во всех встречах. Например, одной из эффективных методик супруже­ской психотерапии является использование «стереоскопической техники» [Martin P., Bird Н., 1963] — параллельного ведения супругов двумя психотерапевтами с обязательным последующим обсуждением происходящего. Наш позитивный опыт позволяет говорить об оптимальном сочетании для психотерапии врача и психолога, дополняющих свои профессиональные знания, и об использовании так называемого «бригадного метода». В состав «бригады», кроме перечисленных выше специалистов, могут входить детский психоневролог и сексолог.

Семейная психотерапия строится с учетом таких общих представлений, как семейный диагноз, динамика семейной жизни, «семейные защиты», стиль психотерапевтического воз­действия. Вместе с тем особенности заболевания и личности больного создают специфику семейной психотерапии при разных формах заболеваний. Одной из специфических проблем, кото­рая возникает в процесс психотерапии, являются определение и последующая коррекция нарушенных отношений семьи к бо­лезни ее члена. Во всех формах семейной психотерапии пере­стройка этой системы отношений занимает одно из центральных мест. Так, в работе с семьями больных хроническим алкоголиз­мом суть подобной коррекционной работы сводится к созданию и поддержанию всей семейной группой установки на трезвость [Рыбакова Т. Г., 1977]. Для больных неврозами эта связь пси­хологически выражена еще более явно. Семейная психотерапия, направленная па изменение стиля взаимодействия в семье, ос­лабление взаимозависимости и повышение уровня личностной зрелости членов семьи, оказывает непосредственное воздействие на перестройку нарушенных отношений личности, т. е. способ­ствует лечению больного неврозом. Особенности заболевания членов семьи оказывают также влияние и на предпочтитель­ность использования конкретных психотерапевтических техник. Психотерапия в семьях детей больных неврозами [Захаров А. П., 1976] осуществляется в форме работы с группами детей и ро­дителей, но основной техникой здесь являются ролевые игры, проводимые в парах взрослый — ребенок, где дети и родители постоянно меняются ролями. При работе с семьями подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и невро- зоподобнымн состояниями тактика психотерапии строится пре­жде всего в зависимости от типа акцентуации подростка и типа неправильного воспитания, типа семьи [Эйдемиллер Э. Г., 1980]. В то же время указывается па предпочтительность использова­ния в психотерапии таких методик, как конструктивный спор (с диагностической и с обучающей целью), а также обсужде­ние анонимных случаев, конфликтных ситуаций, при которых семья должна найти способы разрешения.

 

семейная защита – предыдущая | следующая – стиль семейной психотерапии

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание