Существует множество электрофизиологических методик, применяющихся для психологических исследований. Остановимся здесь только на тех, которые либо мало известны, либо хорошо известны, но их можно использовать в особых условиях исследования, например при регистрации в коре и глубоких структурах головного мозга электрических процессов и др.
1. Отражение психических процессов в динамике электроэнцефалографии. Изучение корреляций между разнообразными проявлениями психической деятельности, с одной стороны, и процессами жизнедеятельности мозга — с другой, имеет большое значение для решения теоретических и практических проблем нейрофизиологии человека в клинике. В настоящее время весьма интенсивно ведется изучение электрофизиологических коррелятов психических процессов и состояний, а также определенных характеристик структуры личности. Трудности решения этой проблемы определяются многими причинами, в том числе и методическими. Так, например, Н. П. Бехтерева (1971), рассматривая возможности использования электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для изучения физиологических характеристик поведенческих реакций человека, пришла к выводу, что электрофизиологические изменения при вызванной психической активности отражают не только и не столько соотношение отдельных структур, сколько общецеребральные изменения, связанные с перестройками режима работы мозга. Довольно полно изучены частотно-амплитудные изменения электрической активности мозга человека, возникающие в связи с активацией внимания, предметным восприятием, мнестическими и мыслительными процессами [Генкин А. А., 1961; Бехтерева II, П., 1971, 1974; Хомская Е. Д., 1972; Егорова И. С, 1973, и др.]. Так, в качестве электрофизиологического коррелята процессов внимания рассматривается впервые описанная Бергером [Berger Н., 1929] реакция активации (arousal), проявляющаяся при регистрации ЭЭГ. Она характеризуется блокадой альфа-ритма при одновременном усилении бета-активности. Считают, что данная реакция является электрофизиологическим компонентом ориентировочного рефлекса. В дальнейшем оказалось, что она не единственный коррелят процессов активации внимания. Так, например, А. А. Генкин (1971) показал, что изменения функционального состояния мозга при активации внимания характеризуются изменением уровня асимметрии длительности фаз колебаний электроэнцефалограммы. Было установлено, что с концентрацией внимания, а также с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, которые проявляются в процессе узнавания, коррелируют сложные многокомпонентные изменения биоэлектрической активности. Они начинаются с глубокой депрессии биопотенциалов мозга и завершаются возвращением активности к исходному уровню [Бейн Э. С, Волков В. Н., Жирмунская Е. А., 1968]. Выраженные изменения эмоционального состояния положительного или отрицательного знака также влияют на биоэлектрическую активность мозга [Егорова И. С, 1973; Моп-nier М., 1950; Remy М., 1955]. Однако проблема электрофизиологических коррелятов эмоций решена еще далеко не полно. Так, например, некоторые исследователи связывают отрицательные эмоциональные состояния с усилением альфа-активности [Barlow Y. S., 1957; Kreitman N.. Shaw Y., 1965], а другие— с угнетением альфа-активности при одновременном усилении бета-активности [Penfield W., Jasper Н., 1958; Lindsley D. В., 1960].
Вместе с тем имеются основания считать, что с изменением характеристик эмоционального состояния связаны определенные изменения показателей ЭЭГ. Например, при слабой тревоге регистрируется усиление альфа-ритма, а при усилении тревоги — десинхронизация основного ритма ЭЭГ [Лукьянова А. Н., Фролов М. В., 1969]. Небольшое эмоциональное напряжение вызывает экзальтацию альфа-активности, которая на высоте эмоционального напряжения сменяется ее депрессией. При отрицательных эмоциях отмечается усиление тета-активности [Анохин П. К.-, 1963; Судаков К. В., 1966; Walter G., 1953], а иногда — усиление или уменьшение всех видов активности ЭЭГ [Олыианникова А. Е., 1969]. При положительных эмоциях наблюдается как экзальтация, так и экспрессия альфа-ритма, а также усиление тета-активности. Считают, что наиболее характерной особенностью изменений ЭЭГ является повторное нарастание медленных ритмов при меньшей степени напряжения, чем во время отрицательных эмоциональных состояний [Валуева М. Н., 1967; Скорикова С. Е., 1972].
2. Волна «ожидания» как электрофизиологический показатель изменения психического состояния. Для изучения психического состояния больных и здоровых людей используют открытый Г. Уолтером и его сотрудниками (1964) своеобразный психофизиологический феномен — волну «ожидания», позволяющий судить о некоторых особенностях интегративной деятельности мозга. Волна «ожидания» является медленным поверхностным отрицательным потенциалом головного мозга, возникающим в период между двумя сигналами при инструкции выполнить определенное действие в ответ на второй сигнал. Имеется множество синонимов этого феномена: волна «ожидания», волна «Е», contingent negative variation (CNV), вероятностная отрицательная волна, условное отрицательное отклонение, условный медленный отрицательный потенциал (УМОП). Это связано, во-первых, с трудностью перевода данного термина на русский язык и, во-вторых, со сложностью отражения в названии сущности этого электрофизиологического феномена. Первоначальное определение связано с тем, что в эксперимент вводилась ситуация ожидания. Поэтому G. Walter предполагал, что эта волна может быть показателем готовности коры (точнее, лобных ее отделов) к какому-либо виду деятельности [Walter G., 1964, 1966]. Наиболее распространенным названием этого феномена является „contingent negative variation (CNV). Толчком для открытия CNV послужили длительные целенаправленные поиски корреляции между показателями ЭЭГ человека и познавательными процессами [Lemere Е., 1936; Gastant A. et al., 1951; Walter G., 1953]. Однако особую актуальность изучение таких корреляций получило в настоящее время в связи с увеличением технических возможностей регистрации ЭЭГ и совершенствованием способов обработки электрограмм с использованием электронно-вычислительной аппаратуры.
тест Бентона – предыдущая | следующая – волна “ожидания”, CNV
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание