В связи со сказанным поиск дополнительных методов дифференциальной диагностики психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте представляется особенно важным. Одной из таких попыток может послужить анализ данных обследований с помощью ПДО. Однако создание единой универсальной шкалы дифференциальной диагностики между психопатиями и акцентуациями характера для всех типов представляется маловероятным. Как указывалось, ПДО основывается па оценке системы отношений. Клинический опыт свидетельствует, что различия в системе отношений между разными типами акцентуаций, например гипертимной и шизоидной, могут быть гораздо большими, чем при психопатии и акцентуации одного и того же, например шизоидного, типа. Более перспективным является поиск статистически значимых различий в результатах исследований с помощью ПДО между психопатиями и акцентуациями характера для каждого типа в отдельности или, по крайней мере, для группы сходных типов. Такой поиск может идти двумя путями. Один путь — сравнение частоты выборов каждого из ответов ПДО как наиболее подходящих, так и наиболее отвергаемых (т. е. около 600 сравнений) в группе психопатий и в группе акцентуаций данного типа. Этот путь, возможно, обещает более высокий уровень надежности, но осложнен тем, что приведет к созданию множества сложных диагностических шкал, работа с которыми будет требовать слишком много времени и напряженного внимания. Этот путь использован в работе Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого (ПХИ). Другой путь —искать признаки, отличающие психопатии и акцентуации характера каждого типа в общих итогах обследования с помощью ПДО — например, в том графике, который строится при оценке результатов в баллах по шкале объективной оценки. Этот путь использован в работе А. Е. Личко, Н. Я. Иванова и С. Д. Озерецковского (ПХИ). Здесь надежность менее высока: психопатия при разных типах распознается от 85% (шизоидный тип) до 60% (лабильный тип). Но этот способ легко использовать для ориентировочной экспресс-диагностики. Признаками, свидетельствующими в пользу психопатии, оказались следующие: для гипертимного типа — высокие показатели по неустойчивости и эмансипации, нулевой уровень конформности; для лабильного типа —высокие показатели астеноневротичности, шизоидности и диссимуляции, нулевой уровень конформности; для сенситивного типа — только высокий уровень самой сенситивности; для шизоидного типа — высокий показатель самой шизоидности, а также делинквентности и психологической склонности к алкоголизации, очень низкий показатель гипертимности и лабильности; для эпилептоидного типа — высокие показатели циклоидноcти и делинквентности, нулевой уровень гипертимности, очень низкая конформность; для истероидного типа — высокие показатели астеноневротичности, эмансипации и отказов сделать выбор; для неустойчивого типа — высокий показатель самой иеустойчивости, а также В-индекса, очень низкая конформность и резко выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. Но отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в среднем в 31 % случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки отсутствовали. Наличие указанных признаков (одного или нескольких) у подростков с нарушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психопатии, но не как решающий диагностический фактор. Обнаружение указанных признаков в результатах, полученных с помощью ПДО, при проведении обследования здоровых подростков не должно являться указанием для подозрения в отношении психопатий. Однако, возможно, эти случаи нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании в связи с повышенным риском в отношении социальной дезадаптации.
Распространение разных типов акцентуаций (популяционные и транскультуральные исследования). ПДО как метод психологического обследования подростков получил довольно большое распространение, о чем свидетельствуют публикации и библиография в двух посвященных этому методу сборниках (ПДО, ПХИ). С помощью этого метода обследовались различные контингенты здоровых учащихся, разные группы подростков с девиантным поведением, а также подростки, страдающие нервно-психическими и хроническими соматическими заболеваниями. Предприняты попытки использовать ПДО для обследования молодежи в послеподростковом возрасте, в частности студентов. В последнее время начаты транскультуральные исследования с помощью ПДО. Этот опросник был переведен на немецкий, финский, литовский и эстонский языки. Наиболее репрезентативными являются обследования учащихся 8-го класса школы — до их разделения на тех, кто продолжает учение в средней школе или поступает на учебу в ПТУ и техникумы. Но эти обследования ограничиваются возрастом 14— 15 лет, а между тем некоторые типы акцентуаций характера выявляются в более старшем возрасте. В 14—15 лет частота акцентуаций оказалась удивительно близкой к той, что была предсказана К. Leonhard (1968, 1976, 1981) для населения развитых стран, т. е. около половины популяции. По данным Н. Я. Иванова (ПДО), акцентуации характера были определены у 52 % подростков мужского и 42 % женского пола. Наиболее частыми типами в этом возрасте оказались конформный, циклоидный и гипертимный у обоих полов, шизоидный и неустойчивый у мальчиков и эмоционально-лабильный у девочек. Наиболее правильное представление о популяции возраста 16—17 лет, видимо, могут дать величины, промежуточные между теми, что были получены при обследовании учащихся 9—10-х классов средней школы и в ПТУ —на I и II курсах.
По данным Н. Я. Иванова (ПДО), Н. Я. Иванова и С. Д. Озе-рецковского (1978), в возрасте 16—17 лет возрастает общий процент акцентуаций (62 % среди подростков мужского и 51 %—среди подростков женского пола). В этом возрасте падает частота конформного типа и увеличивается у юношей частота неустойчивого, гипертимного и эпилептоидного типоз, а у девушек — лабильного и неустойчивого (табл. 3).
Таблица 3. Ориентировочные частоты в % разных типов акцентуаций характера в популяции подростков (по данным Н. Я- Иванова)
Типы акцентуации | Мужской пол | Женский пол | ||
14—15 лет | 16—17 лет | 14—15 лет | 16—17 лет | |
Г, ГН, ГИ | 5 | 12 | 6 | 4 |
Ц, ЦГ, ЦЛ | 8 | 3 | 6 | 5 |
Л, ЛИ | 2 | 6 | 6 | 14 |
А | 1 | 1 | 1 | 4 |
С, СЛ | 2 | 3 | 7 | 6 |
П, ПЛ, ПС | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ш, ШС, ШЭ, ШИ, IIIH | 8 | 8 | 1 | 2 |
Э, Э И, ЭН | 5 | 9 | 2 | 4 |
И, ИН | 2 | 2 | 2 | 2 |
Н | 7 | 14 | 1 | 6 |
К | 11 | 3 | 9 | 3 |
шкала субъективной оценки – предыдущая | следующая – транскультурные исследования
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание