canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Транскультуральные исследования проводились в различных странах. Многие труды русских ученых были переведены на другие языки в рамках транскультурных исследований.

Глава 4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (продолжение)

Транскультуральные исследования. Текст ПДО был переве­ден на финский язык P. Kuikka, М. Tiainen, на немецкий — S. Sebastian, на литовский — В. В. Юстицким и па эстонский — П. Г. Ластиигом.

Y. P. Hajrynen, P. Kuikka, М. Tiainen (1981) обследовали в Финляндии более 200 учеников гимназий и средних профес­сиональных училищ (возраст 16—19 лет) в одном из городов на севере страны. Общий процент акцентуаций среди фин­ских учащихся оказался несколько выше, чем в ленинградской популяции того же возраста: 79 % среди юношей и 82 % среди девушек. Возможно, что это увеличение, так же как и установ­ленный в Финляндии больший процент циклоидов, обусловлено тем, что в обследуемый контингент включался послеподростковый возраст (18—19 лет), когда, вероятно, происходит транс­формация части акцентуаций гипертимного и лабильного типа в циклоидный тип. В сравнении с ленинградской популяцией несколько чаще встречался эпилептоидный тип у обоих полов, психаетенический и шизоидный — у девушек. У последних реже встречался неустойчивый тип. Различий между гимназией (аналог наших 9—10-х классов) и профессиональной школой (аналог наших ПТУ) не обнаружено. S. Sebastian обследовала учеников 9-го класса школы г. Айслебена (ГДР) и сопоставила их с данными Н. Я- Иванова (ПДО). У немецких школьников чаще отмечена гипертимная, эпилептоидная и истероидная ак­центуации и реже — неустойчивый тип. Однако число обследо­ванных было невелико, и поэтому степень достоверности невы­сока (р<0,1).

Сопоставление результатов, полученных с помощью ПДО, с другими методами психологического исследования. При сопо­ставлении с MMPI А. А. Александров (1976) в группе подрост­ков мужского пола с нарушениями поведения обнаружил лишь одну достоверную корреляцию: позитивную связь между шка­лой лжи MMPI и конформностью по субъективной (но не объ­ективной!) шкале ПДО. Это лишь подтверждает положение, что конформность в самооценке нередко является показной.

Сопоставление с методом Q-сортировки. В. А. Мурзенко (1979) сделал это сопоставление на группе «трудных» школь­ников. Показатель дезадаптированности по Q-сортировке по­ложительно коррелировал с числом баллов в пользу лабиль­ного типа и реакции эмансипации.

Сопоставление с методикой УНП (уровня невротизации и психопатизации) (см. стр. 77) было осуществлено В. Г. Куз­нецовым (ПХИ) в исследовании на делинквентпых подростках с акцентуациями характера. Оказалось, что у 16 % из них об­наружена тенденция к невротизации, зато показатель психопа­тизации у 48 % соответствует по уровню психопатиям. Особенно высокий показатель психопатизации оказался при гипертимном и истероидном типе акцентуации и наименьший — при неустой­чивом типе. Сочетание неблагоприятных показателей и по нев­ротизации, и по психопатизации отмечено у 12 % делинквентных подростков, и это коррелировало с высоким В-индексом по ПДО. Таким образом, если в подростковом возрасте для диагностики использовать методику УНП, то значительная часть акцентуаций характера будет неправомерно отнесена к психопатиям.

Сопоставление с социометрическими исследованиями. В. В. Юстицкий (ПХИ) обнаружил, что учащиеся средней школы, у которых с помощью ПДО определен гипертимный тип акцентуации, в неформальных группах сплачивают вокруг себя других гипертимов, циклоидов и лабильных и отвергают подростков с шизоидной, сенситивной, психастенической и ас-теноневротической акцентуациями. Эпилептоиды же отвергают подростков со всеми видами акцентуаций, кроме конформной. Подростки с истероидной акцентуацией предпочитают лабиль­ных, циклоидов и психастеников и отвергают конформных. Не­устойчивые особенно активно отвергают психастеников и пред­почитают конформных. О. П. Перетяка (ПХИ) сравнивал у юношей 18—19 лет диагностированный тип акцентуации, их приемлемость коллективом и приемлемость коллектива ими. Наибольшая приемлемость со стороны коллектива («социаль­ный статус») оказался у гипертимных и лабильных, наихудший — у шизоидов и неустойчивых. Наоборот, приемлемость коллектива субъектом («эмоциональная экспансивность») у не­устойчивых так же высока, как у гипертимов, и наиболее низка — у истероидов. А. П. Бизюк (1978) у взрослых — муж­чин и женщин (работников полярных станций)—провел сопо­ставление результатов ПДО и социометрической анкеты. С ин­дексом «концентрации взаимодействия», отражающим психоло­гический климат в группе, положительно коррелировал только показатель диссимуляции ПДО, т. е. желание скрыть и пода­вить свои характерологические особенности. Другие достовер­ные корреляции касались только данных шкалы субъективной оценки.

Модификации ПДО. Э. Г. Эйдемиллер (1976) разработал варианты ПДО для исследования взаимоотношений в семье подростка. Один из вариантов предлагал подростку сделать выборы за мать и за отца, другой каждому из родителей — за подростка. Таким путем по шкале субъективной оценки выяс­нялось, насколько правильно они представляют характер друг друга. Оказалось, что при психопатиях и психопатоподобной шизофрении взаимная оценка по крайней мере в половине слу­чаев совершенно неверная. Подростки с акцентуациями харак­тера гораздо правильнее оценивали характер своих родителей, чем, в свою очередь, были оценены ими.

единая универсальная шкала дифференциальной диагностики – предыдущая | следующая – соматические заболевания

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика