2.2. Обработка результатов обследования письма школьников 1-4 классов
При изучении письма у младших школьников 1, 2, 3, 4 классов используются выбранные ранее критерии анализа. Для характеристики успешности овладения письмом определяется продуктивность (правильность) выполнения письменных заданий, для чего в каждой письменной работе отдельно подсчитывается количество правильно написанных слов (без ошибок и исправлений) — 1 балл, и количество слов с правильными исправлениями (самокоррекцией), внесенными детьми, — 0,5 балла.
Это позволяет определить индивидуальный показатель продуктивности не только у каждого обследуемого учащегося, но и сравнить их между собой у разных школьников.
2. Оценка ошибок.
Вычленение дисграфических ошибок считается невозможным, если в письменной работе школьника встречаются контаминации (объединение элементов трех или более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв и/или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется максимальная штрафная оценка равная 30 баллам.
При отсутствии контаминации ошибки оцениваются следующим образом:
1 балл — допущенная и не исправленная ошибка;
0,5 балла — допущенная, но правильно исправленная ребёнком ошибка.
Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Подобным образом оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.
Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.
К дисграфическим следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Замена какой-либо буквы в слове при использовании данного принципа при письме оказывается невозможной, поскольку в этом случае обязательно произойдёт изменение слова (А.Н. Гвоздев, 1961; Л.P. Зиндер, 1987). Сильной позицией следует считать позицию, в которой фонема слышится как основной звук, чётко выполняя при этом различение значимых единиц языка (слов или морфем). Чаще всего с сильной позицией соотносятся предударная и ударная позиции в слове «кот», «рука». Фонетический принцип используется также в словах, в которых слабая позиция передается буквами, имеющими адекватное им основное значение, например, «пять», «трава». Реализация данного принципа обеспечивается сформированностью всех компонентов функциональной системы письма.
Работа функциональной системы письма осуществляется благодаря взаимодействию всех задействованных в ней компонентов, несформированность или нарушения которых, как доказано многими исследованиями, вызывают различные по природе ошибки. При недостатке в работе левого полушария возможно совершение симметричных замен «звонких» согласных на «глухие» и, наоборот, «глухих» на «звонкие». При правополушарной недостаточности, напротив, появляются не симметричные замены главным образом «глухих» согласных на «звонкие».
Все ошибки, связанные с нарушением фонетического принципа письма, делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения.
Ошибки письма.
1. Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков:
а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:
— звонкий согласный на глухой согласный («кладкой» вместо «гладкой»; «осере» вместо «озере»);
— глухой согласный на звонкий согласный («воне» вместо «фоне»; «сдебельке» вместо «стебельке»).
б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:
— гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда («стебелок» вместо «стебелёк», «радом» вместо «рядом»);
— гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда («високие» вместо «высокие», «фёне» вместо «фоне»);
гласные буквы 1 ряда А О У Э Ы;
гласные буквы 2 ряда Я Ё Ю Е И.
Ошибки данного характера допускаются школьниками, обнаруживающими при обследовании устной речи нарушения фонематического восприятия при различении твёрдых и мягких звуков на слух.
От названных выше следует отличать ошибки, механизм возникновения которых связан с невозможностью овладеть различными способами обозначения мягких согласных на письме при сохранной способности в устной речи различать твердые и мягкие согласные на слух.
Ошибки обозначения мягкости согласных:
— замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными»);
— замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква («льюбовались» вместо «любовались»);
— замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная («землйа» вместо «земля»);
— замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля»);
— замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев», «любовалиси» вместо «любовались», «веси» вместо «весь»);
— пропуск Ь («болшой» вместо «большой», «стебелке» вместо «стебельке»);
— замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ («воробйи» вместо «воробьи»).
Ошибки обозначения мягкости не относятся к дисграфическим.
в) свистящих и шипящих согласных:
— свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»);
— шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»).
г) аффрикатов и их компонентов:
— согласный звук Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели», «чветёт» вместо «цветёт»);
— согласный звук Ч на согласный звук Ц («цудесные» вместо «чудесные»);
— аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок», «раствели» вместо «расцвели»);
— компоненты аффрикатов на аффрикаты («цёмной» вместо «тёмной», «чёмный» вместо «тёмный»),
д) заднеязычных согласных (к-х, г-х, включая их мягкие пары):
— смычных согласных (К, Г) на щелевой (X) («прибехают» вместо «прибегают», «холоса» вместо «голоса»);
— щелевой (X) на смычные (К, Г) («шороки» вместо «шорохи», «черёмука» вместо «черёмуха»),
е) сонорных согласных (включая мягкие пары):
— вибрант Р на смычно-проходной согласный Л («класив» вместо «красив», «озела» вместо «озера»);
— смычно-проходной согласный Л на вибрант Р («корабрики» вместо «кораблики», «стеберёк» вместо «стебелёк»),
ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой (по горизонтали).
А — О — У — Э — Ы
Я—Ё—Ю—Е—И
— гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо «гладкой»);
— гласная буква 2 ряда на гласную букву 2 ряда («тарилками» вместо «тарелками», «лёбовались» вместо «любовались»);
з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д
— например, «хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»;
и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н, н-л и т.д.
— например, «то» вместо «но»; «лад» вместо «над».
2. Оптические ошибки:
Ошибки написания зрительно похожих букв («уом» вместо «дом»).
Письменные достижения – предыдущая | следующая – Письменные работы
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников