Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов (продолжение)

3. Моторные ошибки:

а)   ошибки двигательного запуска («чубесные» вместо «чудес­ные», «поднян» вместо «поднят»);

б) графический поиск при написании букв;

в)  лишние элементы при воспроизведении букв (И — Й, И — Ш:«цветамш» вместо «цветами»);

г)  недописывание отдельных элементов букв (Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк»);

д) персеверации— повтор предыдущей буквы (слога):

—   согласных букв («стебелёл» вместо «стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики»);

—   гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вме­сто «кувшинки»);

—    слогов («словновно» вместо «словно», «списысывание» вме­сто «списывание»);

—   неоднократные правильные обводки букв.

4. Зрительно-моторные ошибки:

а)  смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «две- там» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»);

б) неточность передачи графического образа буквы;

в) неадекватное начертание букв.

5. Зрительно-пространственные ошибки:

а) зеркальность букв («Зжик» вместо «Ёжик», «спи)ывание» вме­сто «списывание»);

б)  неточность оформления рабочей строки (во всех письменных работах оцениваются по выполнению первой и последней строки):

—   неудержание строки во время письма:

За каждую ошибку данного вида начисляется по 1 баллу.

Общее количество выходов за верхнюю границу первой и по­следней строк на 1 мм и более __

Общее количество выходов за нижнюю границу первой и по­следней строк на 1 мм и более__                 Всего:________;

За каждую ошибку данного вида начисляется по 0,5 балла.

Общее количество выходов за верхнюю границу первой и по­следней строк менее 1 мм__

Общее количество выходов за нижнюю границу первой и по­следней строк менее 1 мм __                         Всего:________;

—   колебания высоты букв:

Общее количество букв в первой и последней стоке, написанных ниже верхней границы строки __ (при широкой разлиновке счита­ются буквы, которые по высоте написаны ниже, чем все остальные в строке);

—   колебания наклона букв:

Общее количество букв без наклона или с левосторонним накло­ном в первой и последней строках при общем правостороннем на­клонном письме__;

— отсутствие слитности написания букв в словах;

—   несоизмеримость элементов одной букв;

—   неравномерность расстояний между словами;

—  левостороннее игнорирование пространства;

—   «избегания» переноса слова (выходы за пределы полей и рабо­чей строки).

Отдельно анализируются ошибки, встречающиеся преимущест­венно у учащихся первых классов:

—   количество предложений необоснованно написанных с новой строки;

—   заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо);

—   первое слово текста написано рядом с его названием.

6. Ошибки звукового анализа и синтеза.

Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слога, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.

а) пропуски букв:

согласных:

—   парных звонких согласных, парных глухих согласных («по­нят» вместо «поднят», «цеток» вместо «цветок», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо «высокие»);

—   непарных звонких, непарных глухих согласных («касивыми» вместо «красивыми», «кувшики» вместо «кувшинки»),

гласных:

—   А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»);

знаков:

—   Ъ («подъём» — «подём»),

б) вставки букв:

согласных:

—   парных звонких согласных, парных глухих согласных («рас­цветай» вместо «расцвели», «будтоны» вместо «бутоны»);

—   непарных звонких, непарных глухих согласных («повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо «развернулся»);

гласных:

—   А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был»);

знаков:

—   Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном», «проехал» — «пъроехал»),

в) перестановки букв:

—    хаотичные перестановки («лозотые» вместо «золотые», «от- цевли» вместо «отцвели»);

—  реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные»);

—   реверсия букв в слове («ему» вместо «уме»),

г)  антиципация букв:

—  согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»);

—  гласных («чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут»).

Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения на­числяется по 1 баллу:

—   гипертонус или гипотонус при письме;

—  микрография или макрография.

Подсчёт среднего показателя ошибок письма (т) у каждого уче­ника производится отдельно для согласных, гласных букв и дополни­тельных знаков в связи с различным их количеством в контрольных текстах. Например, количество ошибок, допущенных в работе, в на­писании согласных букв делится на их общее количество, содержа­щееся в выполняемом тексте.

Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б. Иншакова, 2004).

В зависимости от задачи, стоящей перед обследованием, среднее число ошибок может высчитываться как для всех видов письменных работ, так и отдельно для диктантов или списывания. Это позволяет уточнить, какой вид перешифровки информации (из слуховой мо­дальности в двигательную или из зрительной в двигательную модаль­ность) оказывается для учащегося наименее успешным.

Только в том случае, если выявленные ошибки отражают нару­шение фонематического принципа письма, проявляющегося в несформированности трех основных операций письма (по А.Р. Лурия), носят стойкий, повторяющийся характер и самостоятельно в процессе обучения ребёнком не преодолеваются, их можно считать проявлени­ем дисграфии.

Другие виды ошибок, допущенные в письменных работах уча­щихся, такие как традиционные написания (сочетаний -жи, -ши, -чн, -чк и др.), орфографические ошибки, регулируемые применением правил и метаязыковые, к котором следует относить ошибки обозна­чения границ предложения в виде отсутствия заглавной буквы, точки, а также слитное написание слов (в том числе предлога со словом), разрыв в написании слов и т. д. к дисграфическим ошибкам не отно­сятся и анализируются отдельно.

Совокупность некоторых приведенных ранее ошибок и ряд дру­гих может характеризовать состояние функции регуляции и контроля детей с дисграфией, так как письмо без участия данных процессов оказывается невозможным. При слабости функций программирования и контроля часто встречающимися будут:

1)  пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;

2)  персеверации элементов букв, букв, слогов, слов;

3)    контаминации;

4)    антиципации;

5)  ошибки обозначения границ предложения;

6)  орфографические ошибки письма.

Большое количество перечисленных ошибок при хорошем зна­нии правил Т. В. Ахутина рассматривает как проявление регуляторной дисграфии.

Дисграфические ошибки – предыдущая | следующая – Обследование чтения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах