Задание 4. Диктант слогов. При оценке результатов выполнения данного задания подсчитывается продуктивность выполнения и различные виды допущенных ошибок.
1. Продуктивность выполнения.
Подсчитывается общее число слогов правильно написанных ребёнком. В продуктивность не входят ошибки любого порядка, допущенные при выполнении задания.
Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за каждый раздельно написанный слог (наличие между слогами точек, разделяющих линий, обведение слога в кружочек считать раздельным написанием).
2. Ошибки написания слогов.
Вычисляется количество:
а) повторов ранее написанных слогов;
б) ошибок воспроизведения графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность или неадекватность воспроизведения графического образа буквы;
в) ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок, перестановок слогов, букв в слоге;
г) смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, согласных сходных по месту и способу образования, гласных букв;
д) ошибочных обозначений мягкости согласных букв гласными буквами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, замена гласных букв 2 ряда на И или на И+гласная буква, замена разделительного Ь на И.
3. Зрительно-пространственные трудности.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов при написании слогов с печатных букв на письменные.
5. Тенденция к макро- или микрографии.
6. Присутствие гипер- или гипотонуса.
Задание 5. Диктант слов. В этом задании, как и в предыдущих, оцениваются те же самые показатели.
При подсчете продуктивности выполнения задания исключаются все слова, в которых допущены ошибки любого характера.
1. Продуктивность выполнения.
Определяется общее число слов правильно написанных ребёнком.
Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за каждое отдельно написанное слово (наличие между словами запятых и точек, разделяющих линий, обведение в кружочек считать как раздельное написание).
В продуктивность не включаются слова, в которых имеются ошибки любого порядка.
2. Ошибки написания слов.
Вычисляется количество:
а) повторов ранее написанных слов;
б) ошибок в написании графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы;
в) ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок, перестановок слов, слогов и букв в слове;
г) смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, согласных сходных по месту и способу образования, гласных букв;
д) ошибочных обозначений мягкости согласных гласными буквами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, замена гласных букв 2 ряда на И или на И + гласная буква, замена разделительного Ь на Й.
3. Зрительно-пространственные трудности.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные.
5. Тенденция к макро- или микрографии.
6. Присутствие гипер- или гипотонуса.
Задание 6. Написание под диктовку 2-х предложений. Это задание также включает оценку продуктивности выполнения, количество и характер допущенных ошибок.
1. Продуктивность выполнения.
Определяется число правильно написанных предложений и правильно написанных слов в 2-х предложениях.
Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за:
— написание заглавной буквы и точки в каждом предложении;
— за каждое отдельно (с интервалом) написанное слово.
В продуктивность не включаются предложения и слова, написанные с ошибкой любого порядка.
2. Ошибки в написании предложений.
Вычисляется количество:
а) повторов ранее написанных слов;
б) ошибок в написании графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы;
в) ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков слов, слогов и букв (если в слове написана хотя бы 1 буква, то далее считаются пропуски букв); вставок, перестановок слов, слогов, букв в слоге, реверсивное написание слов;
г) смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, согласных сходных по месту и способу образования, гласных букв.
д) ошибочных обозначений мягкости согласных гласными буквами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И,) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, замена гласных букв ряда на Й или на Й + гласная буква, замена разделительного Ь на Й.
3. Зрительно-пространственные трудности.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные.
5. Тенденция к макро- или микрографии.
6. Присутствие гипер- или гипотонуса.
Написание букв – предыдущая | следующая – Письменные достижения
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников