Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов (продолжение)

Задание 4. Диктант слогов. При оценке результатов выполне­ния данного задания подсчитывается продуктивность выполнения и различные виды допущенных ошибок.

1.  Продуктивность выполнения.

Подсчитывается общее число слогов правильно написанных ре­бёнком. В продуктивность не входят ошибки любого порядка, допу­щенные при выполнении задания.

Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за каждый раздельно написанный слог (наличие между слогами точек, разделяющих линий, обведение слога в кружочек считать раздельным написанием).

2.  Ошибки написания слогов.

Вычисляется количество:

а) повторов ранее написанных слогов;

б)  ошибок воспроизведения графически сходных букв: оптиче­ские ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность или неадекватность воспроизведения графического образа буквы;

в)  ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок, пере­становок слогов, букв в слоге;

г)  смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, со­гласных сходных по месту и способу образования, гласных букв;

д)  ошибочных обозначений мягкости согласных букв гласными буквами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, за­мена гласных букв 2 ряда на И или на И+гласная буква, замена разде­лительного Ь на И.

3.  Зрительно-пространственные трудности.
4.  Нарушения удержания рабочей программы во время письма.

Подсчитывается количество переходов при написании слогов с печатных букв на письменные.

5.   Тенденция к макро- или микрографии.
6.  Присутствие гипер- или гипотонуса.

Задание 5. Диктант слов. В этом задании, как и в предыдущих, оцениваются те же самые показатели.

При подсчете продуктивности выполнения задания исключаются все слова, в которых допущены ошибки любого характера.

1. Продуктивность выполнения.

Определяется общее число слов правильно написанных ребёнком.

Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за каждое отдельно написанное слово (наличие между словами запя­тых и точек, разделяющих линий, обведение в кружочек считать как раздельное написание).

В продуктивность не включаются слова, в которых имеются ошибки любого порядка.

2.   Ошибки написания слов.

Вычисляется количество:

а) повторов ранее написанных слов;

б)   ошибок в написании графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность и неадек­ватность воспроизведения графического образа буквы;

в)  ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок, пере­становок слов, слогов и букв в слове;

г)  смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, со­гласных сходных по месту и способу образования, гласных букв;

д)  ошибочных обозначений мягкости согласных гласными буквами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, замена гласных букв 2 ряда на И или на И + гласная буква, замена разделительного Ь на Й.

3.  Зрительно-пространственные трудности.

4.  Нарушения удержания рабочей программы во время письма.

Подсчитывается количество переходов с печатных букв на пись­менные.

5.   Тенденция к макро- или микрографии.
6.  Присутствие гипер- или гипотонуса.

Задание 6. Написание под диктовку 2-х предложений. Это за­дание также включает оценку продуктивности выполнения, количест­во и характер допущенных ошибок.

1.  Продуктивность выполнения.

Определяется число правильно написанных предложений и пра­вильно написанных слов в 2-х предложениях.

Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за:

—   написание заглавной буквы и точки в каждом предложении;

—   за каждое отдельно (с интервалом) написанное слово.

В продуктивность не включаются предложения и слова, написан­ные с ошибкой любого порядка.

2.  Ошибки в написании предложений.

Вычисляется количество:

а) повторов ранее написанных слов;

б)   ошибок в написании графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность и неадек­ватность воспроизведения графического образа буквы;

в)  ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков слов, слогов и букв (если в слове написана хотя бы 1 буква, то далее считаются про­пуски букв); вставок, перестановок слов, слогов, букв в слоге, ревер­сивное написание слов;

г)  смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, со­гласных сходных по месту и способу образования, гласных букв.

д)  ошибочных обозначений мягкости согласных гласными бук­вами 2 ряда (Я, Ё, Ю, Е, И,) и с помощью Ь: замена гласных букв 2 ряда на Ь, гласных букв 2 ряда на Ь + гласная буква, пропуск Ь, за­мена гласных букв ряда на Й или на Й + гласная буква, замена раз­делительного Ь на Й.

3.  Зрительно-пространственные трудности.
4.  Нарушения удержания рабочей программы во время письма.

Подсчитывается количество переходов с печатных букв на пись­менные.

5.   Тенденция к макро- или микрографии.
6.  Присутствие гипер- или гипотонуса.

Написание букв – предыдущая | следующая – Письменные достижения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах