тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов

Глава 2. Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов

Иншакова О.Б., Обнизова Т.Ю.

2.1. Обработка результатов обследования письма школьников первых классов (начало обучения)

Задание 1. Написание фамилии и имени. В данном задании оценке подлежит правильность выполнения (продуктивность), коли­чество и характер допущенных при этом ошибок.

1.  Оценка правильности (продуктивности) выполнения задания:

15 баллов — имя и фамилия написаны без ошибок (не считая от­сутствия заглавных букв);

10 б — в имени и фамилии не более 3 ошибок, фамилия и имя написаны фонетически правильно. Например, «Иваноф» — Ива­нов;

5 б — в имени и фамилии более 3 ошибок, правильно написано только имя или только фамилия;

6 б — имя написано с ошибками, не написано ничего.

Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за:

написание с заглавной буквы имени; написание с заглавной буквы фамилии; раздельное написание имени и фамилии.

2.  Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество:

а)  пропущенных букв: согласных, гласных, знаков Ь, Ъ; вставок лишних букв; перестановок букв;

б) смешений согласных и гласных;

в)  оптических, кинетических, нарушений передачи графического образа букв (неточность и неадекватность).

3.    Зрительно-пространственные трудности: не использование рабочей строки, написание имени и фамилии не с начала рабочей строки, зеркальные ошибки при написании букв.

Задание 2. Самостоятельное написание алфавита. В этом за­дании оценивается несколько показателей, среди которых:

1. Продуктивность выполнения (количество правильно написан­ных по памяти букв).

Для оценки продуктивности подсчитывается общее число пра­вильно написанных: согласных, гласных, дополнительных знаков (Ь,Ъ).

В продуктивность не входят допущенные во время выполнения задания ошибки любого порядка.

2.   Ошибки написания букв.

Вычисляется количество:

а)  повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания);

б)   неверно изображённых букв: неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы;

3.  Зрительно-пространственные трудности.

А. Нахождение начала строки (здесь и далее оцениваются по выполнению 1-ой строки).

О б — буквы расположены хаотично, по кругу, в столбик, напи­саны не в рабочем пространстве (по краю листа);

1 б — написание букв с середины предполагаемой строки;

2 б — написание букв со значительным отступом от предпола­гаемого начала строки;

3 б — написание с начала предполагаемой строки.

Удержание строки при письме:

Об — уход строки на 2-е и более высоты строки вверх или вниз, хаотичное написание;

1   б — уход строки вверх или вниз на 1 высоту строки, «пляшу­щая» строка, написание в столбик большинства букв;

2  6 — уход букв на верхнюю или нижнюю линию строки, возврат в рамки в конце строки, написание в столбик по 2-3 буквы;

3  6 — удержание строки.

Колебания высоты букв в строке:

О б — все или преобладающее большинство букв в строке разно­высокие;

1 б — более половины букв в строке колеблются по высоте;

2 б — единичные случаи колебания букв по высоте в середине строки;

3 б — все буквы имеют одинаковую высоту.

Колебания наклона букв в строке:

О б — все или преобладающее большинство букв в строке имеют разный наклон;

1  б — более половины букв имеют различный наклон, наклонены в левую сторону;

2 6 — единичные буквы имеют различный или левосторонний наклон;

3  6 — все буквы написаны ровно или с одинаковым наклоном*.

Б. Зеркальность «право-лево» при написании букв.

Нарушения удержания рабочей программы во время письма.

Подсчитывается количество переходов с печатных букв на пись­менные буквы.

Тенденция к макро- или микрографии (здесь и далее определя­ется исходя из того, что средняя высота печатных букв у первокласс­ников равна 8 мм):

а) макрография:

3 6 — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 1,5 раза;

2 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2 раза;

1 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2,5 раза;

б) микрография:

3   6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 1,5 раза;

2    6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2 раза;

1 б — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2,5 раза.

6.  Присутствие гипер- или гипотонуса (здесь и далее):

а) гипертонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует;

б) гипотонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует.

Отдельно выписываются буквы, самостоятельно не написанные ребенком. Уточняются неизвестные ребёнку согласные, гласные и Ь, Ъ.

Задание 3. Диктант букв. В этом задании оценивается продук­тивность выполнения, количество и характер ошибок, допущенных ребёнком.

1.  Продуктивность выполнения.

Подсчитывается общее число правильно написанных под диктов­ку: согласных и гласных букв. В продуктивность не входят ошибки любого порядка.

2.  Ошибки написания букв.

Вычисляется количество:

а)  повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания);

б)  графически неверно изображённых букв: оптические ошибки, смешения сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведе­ния букв;

в)  ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок и пе­рестановок букв;

г)  смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, со­гласных сходных по месту и способу образования, гласных букв.

3.  Зрительно-пространственные трудности.
4.  Нарушения удержания рабочей программы во время письма.

Подсчитывается количество переходов с печатных букв на пись­менные буквы.

5.   Тенденция к макро- или микрографии.
6.  Присутствие гипер- или гипотонуса.

Дисграфия – предыдущая | следующая – Диктант

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах