По поводу организации работы медицинского психолога в психиатрической больнице (как и в стационаре соматического профиля) также не существует, к сожалению, единой точки зрения. Об этом свидетельствуют, в частности, уже упоминавшиеся в начале книги методические рекомендации о работе психолога в психиатрическом лечебном учреждении изданные в 1975 г. Московским научно-исследовательским институтом психиатрии и в 1976 г.—Ленинградским научно-исследовательским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева. Характерно, что первый документ посвящен работе «патопсихолога», а второй—-деятельности «медицинского психолога», хотя речь идет об одних и тех же лицах. И это не просто предпочтение одного термина другому; это принципиальная позиция представителей разных школ — патопсихологии (одна из кафедр факультета психологии МГУ носит название «патопсихологии и нейропсихологии») и медицинской психологии (в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева и Ленинградском университете). О различиях в подходе к подготовке медицинских психологов, к их функциям говорилось во введении к настоящей книге[1].
С нашей точки зрения, термин «патопсихолог» можно сохранить для тех психологов, которые занимаются исследовательской работой в этой области в различных научных учреждениях. В практических же учреждениях системы здравоохранения употребление этого термина не только неправомерно (существует официально признанная специальность, преподаваемая в медицинских вузах,— медицинская психология, а не патопсихология; есть еще и другие соображения на этот счет, о которых уже говорилось), но и неприемлемо, так как приводит к некой камерности в работе психолога, частичной изоляции его от непосредственного контакта с жизнью всего клинического отделения в целом. Деятельность психолога, сидящего «в тиши» своего рабочего кабинета (часто за пределами клиники) и занимающегося только исследованиями (экспериментальными или тестовыми) приводимых к нему пациентов, уподобляется в чем-то диагностической работе врача- рентгенолога или специалиста по электрокардиографии (или электроэнцефалографии), высокополезная деятельность которых действительно может носить и носит в известной степени «камерный» характер и ограничивается обычно лишь представлением лечащему врачу соответствующего заключения, нередко имеющего жизненное значение. У психолога же стиль работы должен быть иным. Он не может ограничиваться психодиагностикой. Ему необходимо вращаться в гуще отделенческих событий, помогая врачам создавать соответствующий психологический климат, обстановку «терапевтической среды». Конечно, при разных условиях психолог может делать преимущественный акцент в своей практической деятельности на психологической диагностике или на психокоррекционной работе, что зависит от ряда обстоятельств. Среди них следует назвать: 1) степень подготовленности его в той или иной области — диагностической или психокоррекционной; 2) профиль клинического отделения — приемно-диагностическое или экспертизное отделение требуют одного стиля работы, а отделение восстановительного лечения (реабилитации) — другого; 3) понимание администрацией лечебно-профилактического учреждения и особенно врачами, персоналом клинического отделения специфики работы психолога — его «языка», стоящих перед ним задач, нужности психолога (нередко на его деятельность врачи смотрят как на своего рода украшение в диагностике или как на культмассовую работу с больными, которую иногда пытаются примитивно истолковывать и даже называть «психологической коррекцией»); 4) личностные особенности психолога, его умение вступать в контакты с людьми, доброжелательность, эмпатийный потенциал — эти качества нужны для всех видов психологической деятельности, как диагностической, так и коррекнионной, но особенно важны они для последней; психологов, не имеющих склонности к психо- коррекционной работе, привлекать к ней (как это иногда бывает, чуть ли не принудительно) нецелесообразно. Диагностическая работа психолога должна быть построена таким образом, чтобы не только не повредить больному предъявлением различных психологических заданий, которых многие пациенты пугаются, опасаясь обнаружить свою несостоятельность, но и содействовать выработке у пациентов более адекватной внутренней картины болезни, модели ожидаемых результатов лечения. Психологический диагноз, состоящий не только из характеристик тех или иных процессов, функций и степени их измененное, но и особенностей личности больного, должен помогать уточнению нозологического диагноза в психиатрической клинике. Большие перспективы для психодиагностики в медицине открываются в связи с концепцией функционального диагноза, который должен отвечать и на вопросы о том, у какой личности и в какой среде возникает то или иное заболевание (злокачественная опухоль, ишемиче- ская болезнь сердца, шизофрения и т. д.). Функциональная диагностика в ее современном понимании [Вайзе К-, Воловик В. М., 1980], пока еще довольно сложная для освоения, нуждается в большем методологическом обосновании и методической разработке, но перспективы ее развития представляются несомненными.
_________________________
[1]В последнее время некоторые наиболее видные представители школы «патопсихологов» начинают признавать значение участия психолога в психотерапевтической работе (Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф.).
форма работы медицинского психолога – предыдущая | следующая – психокоррекционная работа
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание