Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

По поводу организации работы медицинского психолога в психиатрической больнице (как и в стационаре соматиче­ского профиля) также не существует, к сожалению, единой точки зрения. Об этом свидетельствуют, в частности, уже упо­минавшиеся в начале книги методические рекомендации о ра­боте психолога в психиатрическом лечебном учреждении изданные в 1975 г. Московским научно-исследовательским ин­ститутом психиатрии и в 1976 г.—Ленинградским научно-ис­следовательским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева. Характерно, что первый документ посвящен работе «патопсихолога», а второй—-деятельности «медицинского пси­холога», хотя речь идет об одних и тех же лицах. И это не просто предпочтение одного термина другому; это принципи­альная позиция представителей разных школ — патопсихоло­гии (одна из кафедр факультета психологии МГУ носит на­звание «патопсихологии и нейропсихологии») и медицинской психологии (в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева и Ленинградском университете). О различиях в подходе к под­готовке медицинских психологов, к их функциям говорилось во введении к настоящей книге[1].

С нашей точки зрения, термин «патопсихолог» можно со­хранить для тех психологов, которые занимаются исследова­тельской работой в этой области в различных научных учреж­дениях. В практических же учреждениях системы здравоохра­нения употребление этого термина не только неправомерно (существует официально признанная специальность, препода­ваемая в медицинских вузах,— медицинская психология, а не патопсихология; есть еще и другие соображения на этот счет, о которых уже говорилось), но и неприемлемо, так как при­водит к некой камерности в работе психолога, частичной изо­ляции его от непосредственного контакта с жизнью всего кли­нического отделения в целом. Деятельность психолога, сидя­щего «в тиши» своего рабочего кабинета (часто за пределами клиники) и занимающегося только исследованиями (экспериментальными или тестовыми) приводимых к нему па­циентов, уподобляется в чем-то диагностической работе врача- рентгенолога или специалиста по электрокардиографии (или электроэнцефалографии), высокополезная деятельность кото­рых действительно может носить и носит в известной степени «камерный» характер и ограничивается обычно лишь пред­ставлением лечащему врачу соответствующего заключения, нередко имеющего жизненное значение. У психолога же стиль работы должен быть иным. Он не может ограничиваться пси­ходиагностикой. Ему необходимо вращаться в гуще отделен­ческих событий, помогая врачам создавать соответствующий психологический климат, обстановку «терапевтической среды». Конечно, при разных условиях психолог может делать пре­имущественный акцент в своей практической деятельности на психологической диагностике или на психокоррекционной ра­боте, что зависит от ряда обстоятельств. Среди них следует назвать: 1) степень подготовленности его в той или иной об­ласти — диагностической или психокоррекционной; 2) про­филь клинического отделения — приемно-диагностическое или экспертизное отделение требуют одного стиля работы, а отделение восстановительного лечения (реабилитации) — другого; 3) понимание администрацией лечебно-профилактического уч­реждения и особенно врачами, персоналом клинического отде­ления специфики работы психолога — его «языка», стоящих перед ним задач, нужности психолога (нередко на его дея­тельность врачи смотрят как на своего рода украшение в ди­агностике или как на культмассовую работу с больными, ко­торую иногда пытаются примитивно истолковывать и даже называть «психологической коррекцией»); 4) личностные осо­бенности психолога, его умение вступать в контакты с людьми, доброжелательность, эмпатийный потенциал — эти качества нужны для всех видов психологической деятельности, как ди­агностической, так и коррекнионной, но особенно важны они для последней; психологов, не имеющих склонности к психо- коррекционной работе, привлекать к ней (как это иногда бы­вает, чуть ли не принудительно) нецелесообразно. Диагностическая работа психолога должна быть построена таким образом, чтобы не только не повредить больному предъ­явлением различных психологических заданий, которых мно­гие пациенты пугаются, опасаясь обнаружить свою несостоя­тельность, но и содействовать выработке у пациентов более адекватной внутренней картины болезни, модели ожидаемых результатов лечения. Психологический диагноз, состоящий не только из характеристик тех или иных процессов, функций и степени их измененное, но и особенностей личности боль­ного, должен помогать уточнению нозологического диагноза в психиатрической клинике. Большие перспективы для психо­диагностики в медицине открываются в связи с концепцией функционального диагноза, который должен отвечать и на вопросы о том, у какой личности и в какой среде возникает то или иное заболевание (злокачественная опухоль, ишемиче- ская болезнь сердца, шизофрения и т. д.). Функциональная диагностика в ее современном понимании [Вайзе К-, Воло­вик В. М., 1980], пока еще довольно сложная для освоения, нуждается в большем методологическом обосновании и ме­тодической разработке, но перспективы ее развития представ­ляются несомненными.

_________________________

[1]В последнее время некоторые наиболее видные представители школы «патопсихологов» начинают признавать значение участия психолога в психо­терапевтической работе (Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф.).

форма работы медицинского психолога – предыдущая | следующая – психокоррекционная работа

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание