Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Для взрослых применяется «16-факторный личностный во­просник» (16PF), имеющий три пары эквивалентных форм для людей с разным уровнем образования (это 16 факторов из пе­речисленных выше, кроме факторов D и J, которые использу­ются в детском и подростковом вариантах вопросника Кеттела). Форма А и В, имеющие по 187 вопросов, рассчитанные на уча­щихся старших классов средней школы, студентов и взрослых с образованием не менее 7—8 классов, занимают при обследо­вании примерно по 50 мин. Формы С и D, имеющие по 105 во­просов, предназначенные для испытуемых с образованием на уровне 5—7 классов, словарный запас которых несколько ниже, чем у испытуемых первой группы, используются также при ограничении времени обследования, так как рассчитаны при­мерно на 30 -40 мин. Формы Е и F (по 128 вопросов), предна­значенные для испытуемых с очень низким словарным запасом и образованием 3—4 класса, также рассчитаны на 30—40 мин обследования.

Для особенно ответственных обследований Кеттел рекомен­дует использовать даже четыре формы; так, если студентам обычно даются формы А и В, то в этих случаях могут быть при­менены формы А и С, а для повторного исследования — В и D. Однако, когда есть основания предполагать неискренность испы­туемого и возможность искажения им результатов, Кеттел сове­тует пользоваться не данными вопросников, а более объектив­ными «Т-данными», и это разумно, так как его вопросники пе защищены от искажений со стороны испытуемого специаль­ными контрольными шкалами.

К вопроснику 16PF существует также специальное «Патоло­гическое дополнение» (PS) из 12 клинических шкал (шкалы «общего психоза», ипохондрии, паранойи, психастении, психо­патических отклонений, шизофрении и 6 шкал или факторов депрессии). Эти 12 шкал вместе с сокращенным вариантом шкал 16PF, образуют «Вопросник клинического анализа» (CAQ, авторы Delhees и Cattell R.), состоящий из 28 шкал-фак­торов, предназначенный для психопатологии, а также для тех исследователей, «кто стремится к максимальному охвату лич­ности» [Cattell R., Eber Н., Tatsuoka М., 1970, с. 20]. В то же время Кеттел считает, что и сам по себе вопросник 16PF может быть использован в психопатологии, так как он позволяет диф­ференцировать и описывать различные клинические группы. Однако, хотя вопросник 16PF достоверно различает группы неврозов и психозов от нормы, характеристика больных невро­зами при этом получается полнее и содержательнее, чем больных психозами. Так, профиль больных неврозами отличают «низкая сила эго (С—), недостаточные независимость мысли и способность решать свои проблемы (Е—), излишняя затор­моженность, возможно и как причина, и как следствие неудач (F—), ниже среднего организация суперэго (G—), плохое па­расимпатическое сопротивление стрессу (Н—), склонность к ги-перопске (1 + ), высокая тревожность и чувство виновной ник­чемности (0+ и Q4 + )» [Кеттел и др., 1970, с. 264]. Сообщается, что соответствующий невротический профиль сохраняет свою устойчивость и типичность для таких разных регионов, как Средний Запад и Восток США, Канада, Австралия, Британия. В руководстве к вопроснику 16PF [Кеттел и др., 1970] приво­дятся профили и средние оценки по факторам для различных клинических групп. Рассматривая особенности профилей больных как «проекцию общих личностных факторов па патологические формы поведения (стр. 257), R. В. Cattell (1970) предполагает, что «психотизм больше связан с физиологией, чем с личностной динамикой» (стр. 276), в отличие от неврозов, психопатий, делинквентного поведения и т. п., для которых, по его мнению, особенно подходит вопросник 16PF. Вообще же для психо­патологии, особенно психозов, R. В. Cattell считает оптималь­ным использование, наряду с 16PF, измеряющим «глубинные» проявления («источниковые» черты личности), вопросника MMPI, фиксирующего «синдромные» или «поверхностные» (по Кеттелу) проявления и столь же популярному в клинике при исследованиях психозов и пограничных состояний, сколько во­просник Кеттела в исследованиях нормы и пограничных состоя­ний. Оба эти личностных теста” получили широкое распростра­нение во многих странах, вопросник Кеттела — более чем в двадцати (кроме стран английского языка, во Франции, Ита­лии, Германии, Финляндии, Японии, Индии, а также в Польше, Чехословакии и др.). У нас в стране интерес к вопроснику также велик, имеются попытки, использования его в разных областях прикладной психологии, прежде всего социальной [Кузьмин Е. С, Викторов И. А., Чугунова Э. С, 1977] и меди­цинской [Захаров А. И., 1982, и др.]. Однако следует учитывать, что процесс адаптации стандартизованных личностных зару­бежных методик почти так же сложен и трудоемок, как созда­ние и разработка новых оригинальных методов, и требует мно­голетних усилий коллективов специалистов (заметим, что над своим вопросником Кеттел с сотрудниками работал более 40 лет и работа продолжается). При переводе текста вопросника необ­ходимо передать не только смысл вопроса, но и зависящий от лингвистических и культуральных различий оттенок его, в зна­чительной степени определяющий реакцию испытуемого. Разу­меется, все вводимые замены изменяют как частотность ответов, так и систему корреляционных связей, на которых базируется тест, и влекут за собой необходимость рестандартизации, т. е., по существу, повторения почти всех этапов разработки теста. По отношению к факторным вопросникам рестандартизация должна быть завершена факторным анализом с целью проверки соответствия оригиналу распределения вопросов по факторам в адаптированном варианте вопросника. Насколько нам из­вестно, эта работа, включающая факторизацию данных, полу­ченных на стандартной выборке испытуемых, проделана пока только при адаптации детского варианта вопросника Кеттела (CPQ), причем оказалось, что распределение вопросов по фак­торам несколько изменилась (соответственно изменилась и ин­терпретация факторов), некоторые факторы (JN) не были вы­делены, так как входящие в них вопросы не имели корреляции между собой. В целом же структура адаптированного вопрос­ника CPQ соответствует оригиналу, а верификация его после адаптации показала, что он может быть использован в практи­ческих целях [Александровская Э. М., Гильяшева И. Н., 1978].

факторы Кеттела – предыдущая | следующая – круг Айзенка

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание