Для взрослых применяется «16-факторный личностный вопросник» (16PF), имеющий три пары эквивалентных форм для людей с разным уровнем образования (это 16 факторов из перечисленных выше, кроме факторов D и J, которые используются в детском и подростковом вариантах вопросника Кеттела). Форма А и В, имеющие по 187 вопросов, рассчитанные на учащихся старших классов средней школы, студентов и взрослых с образованием не менее 7—8 классов, занимают при обследовании примерно по 50 мин. Формы С и D, имеющие по 105 вопросов, предназначенные для испытуемых с образованием на уровне 5—7 классов, словарный запас которых несколько ниже, чем у испытуемых первой группы, используются также при ограничении времени обследования, так как рассчитаны примерно на 30 -40 мин. Формы Е и F (по 128 вопросов), предназначенные для испытуемых с очень низким словарным запасом и образованием 3—4 класса, также рассчитаны на 30—40 мин обследования.
Для особенно ответственных обследований Кеттел рекомендует использовать даже четыре формы; так, если студентам обычно даются формы А и В, то в этих случаях могут быть применены формы А и С, а для повторного исследования — В и D. Однако, когда есть основания предполагать неискренность испытуемого и возможность искажения им результатов, Кеттел советует пользоваться не данными вопросников, а более объективными «Т-данными», и это разумно, так как его вопросники пе защищены от искажений со стороны испытуемого специальными контрольными шкалами.
К вопроснику 16PF существует также специальное «Патологическое дополнение» (PS) из 12 клинических шкал (шкалы «общего психоза», ипохондрии, паранойи, психастении, психопатических отклонений, шизофрении и 6 шкал или факторов депрессии). Эти 12 шкал вместе с сокращенным вариантом шкал 16PF, образуют «Вопросник клинического анализа» (CAQ, авторы Delhees и Cattell R.), состоящий из 28 шкал-факторов, предназначенный для психопатологии, а также для тех исследователей, «кто стремится к максимальному охвату личности» [Cattell R., Eber Н., Tatsuoka М., 1970, с. 20]. В то же время Кеттел считает, что и сам по себе вопросник 16PF может быть использован в психопатологии, так как он позволяет дифференцировать и описывать различные клинические группы. Однако, хотя вопросник 16PF достоверно различает группы неврозов и психозов от нормы, характеристика больных неврозами при этом получается полнее и содержательнее, чем больных психозами. Так, профиль больных неврозами отличают «низкая сила эго (С—), недостаточные независимость мысли и способность решать свои проблемы (Е—), излишняя заторможенность, возможно и как причина, и как следствие неудач (F—), ниже среднего организация суперэго (G—), плохое парасимпатическое сопротивление стрессу (Н—), склонность к ги-перопске (1 + ), высокая тревожность и чувство виновной никчемности (0+ и Q4 + )» [Кеттел и др., 1970, с. 264]. Сообщается, что соответствующий невротический профиль сохраняет свою устойчивость и типичность для таких разных регионов, как Средний Запад и Восток США, Канада, Австралия, Британия. В руководстве к вопроснику 16PF [Кеттел и др., 1970] приводятся профили и средние оценки по факторам для различных клинических групп. Рассматривая особенности профилей больных как «проекцию общих личностных факторов па патологические формы поведения (стр. 257), R. В. Cattell (1970) предполагает, что «психотизм больше связан с физиологией, чем с личностной динамикой» (стр. 276), в отличие от неврозов, психопатий, делинквентного поведения и т. п., для которых, по его мнению, особенно подходит вопросник 16PF. Вообще же для психопатологии, особенно психозов, R. В. Cattell считает оптимальным использование, наряду с 16PF, измеряющим «глубинные» проявления («источниковые» черты личности), вопросника MMPI, фиксирующего «синдромные» или «поверхностные» (по Кеттелу) проявления и столь же популярному в клинике при исследованиях психозов и пограничных состояний, сколько вопросник Кеттела в исследованиях нормы и пограничных состояний. Оба эти личностных теста” получили широкое распространение во многих странах, вопросник Кеттела — более чем в двадцати (кроме стран английского языка, во Франции, Италии, Германии, Финляндии, Японии, Индии, а также в Польше, Чехословакии и др.). У нас в стране интерес к вопроснику также велик, имеются попытки, использования его в разных областях прикладной психологии, прежде всего социальной [Кузьмин Е. С, Викторов И. А., Чугунова Э. С, 1977] и медицинской [Захаров А. И., 1982, и др.]. Однако следует учитывать, что процесс адаптации стандартизованных личностных зарубежных методик почти так же сложен и трудоемок, как создание и разработка новых оригинальных методов, и требует многолетних усилий коллективов специалистов (заметим, что над своим вопросником Кеттел с сотрудниками работал более 40 лет и работа продолжается). При переводе текста вопросника необходимо передать не только смысл вопроса, но и зависящий от лингвистических и культуральных различий оттенок его, в значительной степени определяющий реакцию испытуемого. Разумеется, все вводимые замены изменяют как частотность ответов, так и систему корреляционных связей, на которых базируется тест, и влекут за собой необходимость рестандартизации, т. е., по существу, повторения почти всех этапов разработки теста. По отношению к факторным вопросникам рестандартизация должна быть завершена факторным анализом с целью проверки соответствия оригиналу распределения вопросов по факторам в адаптированном варианте вопросника. Насколько нам известно, эта работа, включающая факторизацию данных, полученных на стандартной выборке испытуемых, проделана пока только при адаптации детского варианта вопросника Кеттела (CPQ), причем оказалось, что распределение вопросов по факторам несколько изменилась (соответственно изменилась и интерпретация факторов), некоторые факторы (JN) не были выделены, так как входящие в них вопросы не имели корреляции между собой. В целом же структура адаптированного вопросника CPQ соответствует оригиналу, а верификация его после адаптации показала, что он может быть использован в практических целях [Александровская Э. М., Гильяшева И. Н., 1978].
факторы Кеттела – предыдущая | следующая – круг Айзенка
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание