54. Выбор изображений невербализуемых геометрических фигур при кратковременном предъявлении заданных образцов (стимульный материал предложен Р. М. Грановской и И. М. Березной, 1974) (рис. 9). Испытуемому предъявляются одновременно 3 изображения-эталона на 10 с и предлагается запомнить. Затем требуется найти их среди 25 изображений соответствующего набора. Далее —так же, как и в предыдущих пробах. В качестве сенсибилизированных вариантов предлагается проводить эту пробу с интерференцией и в условиях расставленного во времени предъявления (по аналогии с пробами на повторение).
Методические приемы исследования лицевого гнозиса, идентификации незнакомых лиц и невербализуемых геометрических фигур (по образцу и по памяти) направлены на поиски дефектов в функционировании правого (субдоминантного по речи) полушария и, как показывает наш опыт, являются адекватными для решения этих задач. Однако набор таких проб необходимо дополнить другими, разработанными в последние годы и, по литературным данным, валидными для обнаружения преимущества левого или правого полушарий. В основном это пробы на категоризацию (обобщение) знакомых, легко вербализуемых объектов (левое полушарие) или опознание более сложных, малознакомых структур (правое полушарие). В качестве примера приводим некоторые варианты экспериментальных заданий.
55. Выбор фотографий эмоционально-выразительных, незнакомых лиц по заданному образцу[1]. Предъявляются одновременно 3 фотографии-эталона; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичный в матрице с 20 подобными стимулами. Опыт проводится трижды, и если испытуемый не справляется с заданием, его повторяют с двумя или одной фотографией (рис. 10). Сенсибилизированным вариантом этой пробы является выбор фотографий эмоционально-выразительных, незнакомых лиц при кратковременном предъявлении эталонов. Опыт проводится также, как в предыдущих разделах; стимульиый материал частично заимствован из монографий: К- Leonhard (1968) и К. Изарда (1980).
56. Идентификация объектов с индивидуализированными признаками[2]. Предлагается найти и показать целостную фигуру, соответствующую «разорванной» (образец) в наборе из 6 других, схожих фигур (рис. 11). Задание повторяется трижды с разными эталонами. Учитывается не только количество правильно выполненных заданий, но и способ их решения. Аналогичную направленность имеют и другие подобные пробы, которые рекомендуется использовать в наборе из 3—4 вариантов.
57. Проба на классификацию углов. Предлагается разделить 12 изображений углов на группы. Принцип классификации не указывается, но предполагается, что должны быть выделены 2 группы: тупые и острые углы.
58. Классификация объектных изображений представляет собой более сложный и многозначный вариант предыдущей пробы. Предлагается разделить 8 изображений (рис. 12, ) на 2 группы. Принцип классификации не указывается. Если классификация проводится по понятийному принципу (мебель — животные), предполагается, что она идет по левополушарному типу. Если же в одну группу отнесены объекты, вытянутые по вертикали, а в другую — по горизонтали (или используется любой другой принцип), предполагается, что классификация идет по правопо-лушарному типу. При анализе результатов и способов решения таких заданий следует учитывать особенности мышления испытуемых.
_______________________________________
[1] В разработке методики участие принимали А. Г. Зальцман и В.В. Бочаров
[2] В разработке методических приемов № 56–58 непосредственное участие принимал А. Г. Зальцман.
гнозис – предыдущая | следующая – мышление
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание