XII. Мышление. Нарушения мышления встречаются при различных по локализации очагах поражения мозга. Существует большое количество методов исследования этой наиболее сложной формы психической деятельности, среди которых выделяются приемы, имеющие определенное топико-диагностиче-ское значение. В этом разделе приводятся некоторые из них, направленные главным образом на выявление дефектов функционирования лобных долей мозга как наиболее трудных для нейропсихологического анализа. Обычно используются два типа заданий. Для одних необходимо участие системы речевых связей, для других непосредственное участие устной речи менее обязательно. Последние имеют важное значение при обследовании больных с выраженными нарушениями речи.
59. Последовательные картинки. Предъявляются 3 серии разных по сложности сюжета последовательных картинок (каждая из 4 составляющих). Испытуемый должен разложить картинки каждой из серий в определенной последовательности — так, чтобы они составили вместе небольшой рассказ (рис. 13, а, б). Картинки предъявляются обычно в разрозненном виде, но в упрощенном варианте опыта может быть использована и «правильная последовательность». Используется и иной вариант последовательных картинок. Например, больному предлагают 2 серии последовательных картинок, в одной из которых событие разворачивается в единой конкретной ситуации (как на рис. 13,6), в другой —такая ситуация отсутствует (см. рис. 13, с). Испытуемый должен разложить картинки каждой серии в определенной последовательности. Предполагается, что выполнение первой задачи (связанной с анализом конкретных составляющих сюжета) связано преимущественно с функциями правого полушария, а второй (связано с анализом изменения ситуации во времени и пространстве) — с функциями левого полушария. Успех также зависит и от локализации очага в пределах одного полушария (лобная, височная, теменно-затылочная области). При анализе результатов учитываются такие особенности выполнения заданий, как способность к выделению существенных признаков каждого сюжета, импульсивность в принятии решения, трудности словесной формулировки сюжета (сохранность операций «внутренней речи»), критичность и другие данные.
60. Понимание смысла сюжетных картинок. Эти пробы проводятся при относительной сохранности у больного экспрессивной и импрессивпой стороны речи. Предъявляются последовательно 3 сюжетные картинки различной степени сложности. Испытуемый должен оценить сюжет каждой из них и составить короткий рассказ. При анализе важно отмстить, в какой мере больной выделяет существенные признаки изображения или делает импульсивные заключения на основе случайных признаков, его речевой статус, ориентировку в пространственных взаимоотношениях между фрагментами сюжета, активность больного, критичность и др. Описанные пробы этого раздела могут быть дополнены экспериментами на понимание коротких текстов (в том числе с переносным смыслом рассказа), решение простых задач, пробами на понятийное мышление и другими, отражающими характер операций мышления.
пробы на категоризацию– предыдущая | следующая – слуховые расстройства
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание