/     /  
Значение группового процесса

Значение группового процесса

Значение, которое групповой процесс имеет как для возникновения ле­жащего в основе психосоматического заболевания нарциссического дефици­та, так и для симптоматического поведения психосоматика, подробно пред­ставлено в предшествующих главах. Предлагая психосоматическому пациен­ту для обработки его симптоматики терапевтическую ситуацию психоанали­тической групповой терапии, мы, с одной стороны, соответствуем ситуации возникновения, в которой была приобретена предрасположенность к психо­соматическому заболеванию, с другой – пусковой ситуации, в которой позже манифестировало заболевание. Но прежде всего мы идем навстречу домини­рующей тенденции в симптоматическом поведении психосоматика с больным Я. В бегстве от деструктивной динамики своей интернализованной группы он постоянно ищет внешнюю группу, которая, как «хорошая мать», может защи­тить его от деструктивной динамики интернализованной группы. Однако, вне­шняя группа может функционировать как «хорошая мать» лишь тогда, когда она одновременно представляет ингернализованную группу «злой матери» раннего детства. Это обстоятельство объясняет глубокую амбивалентность, которая определяет объектные отношения психосоматических пациентов и характеризует их переживания и поведение в группах.

Группа должна выполнять для этих пациентов одновременно две функ­ции. С одной стороны, она должна быть группой внутренних объектов. Это проявляется в том, что пациент пытается своим симптоматическим поведе­нием сделать всех членов своей жизненной группы, так сказать, статистами в своей симптоматической драме. Он требует от них безоговорочного под­чинения своим потребностям. С другой стороны, группа должна представ­лять собой реальную группу внешних объектов, в которой пациент мог бы получить реальную опору и которая дает ему ориентиры во внешней реаль­ности. Иными словами, больной ожидает, чтобы группа стала границей его Я и функционировала бы в этом качестве. В своем террористическом пове­дении он навязывает ей эту функцию и пытается дирижировать группой.

Своим зависимо подчиненным поведением он, так сказать, делегирует эту функцию группе и безвольно приспосабливается к ней. Оба рисунка поведе­ния предстают как реакция на архаический страх расставания, из-за которо­го отграничение как от интернализованной, так и от внешней группы вос­принимается экзистенциальной угрозой, «чрезмерным страхом уничтожения» (Richter, Beckmann, 1969).

Терапевтическая группа должна подготовить гибкие рамки, в которых отдельные члены группы могли бы отреагировать свой конфликт отграниче­ния. Она должна одновременно включать рамки психодинамических отно­шений, которые помогли бы пациентам распознать значение своего психо­патологического поведения. С одной стороны, она должна сделать возмож­ным эмоциональное переживание конфликта. С другой же, в смысле «corrective emotional experience» (Alexander, 1952), она должна сделать воз­можной коррекцию этого эмоционального переживания и рефлексирующий инсайт.

Как я показал в другом месте, возникновение «групповой границы» яв­ляется непременной предпосылкой того, что терапевтическая группа может выполнить эту задачу. При этом «групповой границей» я называю процессу­альную групподинамическую инстанцию, благодаря которой группа гибко отграничивается от внешнего мира, терапевта и психопатологических пере­живаний и поведения отдельных своих членов. Лишь с возникновением таком «групповой границы» группа становится когерентным психодинамическим силовым полем, в котором могут отражаться процессы переноса (Ammon, 1970а, 1972а, 1973е, 1974). Она служит прообразом границы Я, которую чле­ны группы постепенно формируют или делают гибкой в ходе восстановитель­ного развития Я. Ее возникновение возможно, лишь если терапевт в своей функции «центральной фигуры» (Redl, 1971) группы в состоянии открыться навстречу переживаниям переноса и деструктивной агрессии в симптомати­ческом поведении пациентов и своим поведением в группе показать, что пове­дение переноса и деструктивную агрессию можно понять, не подыгрывая ей подчинением или бегством.

С постепенным формированием «групповой границы» группа сама все более перенимает функцию отграничения от внутренней и внешней деструк­ции, поначалу воспринимаемой лишь терапевтом. Тем самым она приобрета­ет все большую автономию и свою специфическую групповую идентичность. Таким образом, терапевтическая группа все более становится «межличност­ным внутренним пространством», в рамках которого пациенты могут оста­вить свое слепое симптоматическое поведение по мере того, как группа помо­гает им учиться видеть все шире и распознавать и прорабатывать конфликт идентичности, отреагируемый на уровне тактильного соматического Я.

Как и граница Я, «групповая граница» имеет функциональный аспект и аспект идентичности, служащий ей как структурный прообраз.

Члены группы отражают поведение отдельных пациентов, поведение терапевтов и поведение группы в целом на всех уровнях вербальной и невер­бальной, эмоциональной и интеллектуальной коммуникации. Они функцио­нируют как круг различных зеркал, в которых во многих различных аспектах отражается симптоматическое поведение отдельных членов. В качестве «об­ратной связи» это поведение комментируется переживаниями и вербальными и невербальными высказываниями членов группы. Пациенты выполняют, та­ким образом, функцию ко-терапевтов.

Например, мы можем постоянно наблюдать, чго пациенты, которые не в состоянии получить инсайт на их собственное поведение, все же оказываются в состоянии с удивительной точностью распознавать переживания и поведе­ние других пациентов, проникая в их психодинамику. Это функциональный аспект групповой границы, которая конфронтирует отдельного пациента с его поведением и, благодаря расщеплению его переноса, делает для него возмож­ным инсайт, поначалу частичный, на болезненное, деструктивное в его поведении.

Группа как целое также формирует единство, когерентное психодинами­ческое силовое поле. По смыслу это отражает круг, образованный сидящими участниками. Она может переживать себя как это единство, и в этом смысле переживания и поведение отдельных пациентов могут пониматься как инди­видуально специфичный вклад в групповой процесс Единство, переживае­мое и рефлексируемое как таковое, как когерентное целое, отграничивает груп­пу вовнутрь от отдельных ее членов и вовне от внешней реальности.

Функциональный аспект и аспект идентичности групповой границы и границы Я не могут быть жестко отделены друг от друга, это два аспекта од­ного и того же группового процесса, сменяющие и дополняющие друг друга в сознательном восприятии происходящею.

Для терапевтической техники из этого следует, что наблюдаемое в груп­пе поведение протекает одновременно на различных уровнях переноса. С од­ной стороны, каждый пациент своей вербальной и невербальной коммуника­цией выражает свои интрапсихические конфликты. С другой стороны, он оп­ределяется в своем поведении реактивирующимися в переносе на других чле­нов группы межличностными конфликтами в своих отношениях в раннем ре­ферентном окружении. Кроме того, развивается отношение переноса отдель­ных участников к группе в целом, воспринимаемой, как правило, в качестве матери, а также перенос всей группы на терапевта или терапевтов. Само со­бой разумеется, что наряду с этим развивается отношение переноса отдельно­го пациента на терапевта или терапевтов.

Центр терапевтического взаимодействия – предыдущая | следующая – Ситуация терапевтической группы

Психосоматическая терапия. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)