Обработка данных нейропсихологического исследования (продолжение)

26. Проба на зрительно-пространственную память (запоминание невербализуемых фигур). Проба позволяет определить продуктивность запоминания, а также на основе анализа ошибок выявить слабость аналитической или холистической стратегии переработки информации. Часть ошибок, например, «трансформация в знак», может быть связана со слабостью любой стратегии, тогда как другие — какой-то одной. Так, ошибки типа 6а, 7а, 8а, 9 — характерны преимущественно для относительной слабости правополушарных функций, а ошибки типа 5, 66, 76, 86 — встречаются чаще при относительной слабости левополушарных функций.

1.  Профиль продуктивности запоминания — в каждом из четы­рех воспроизведений фиксируется сумма (количество правильно вос­произведенных фигур х 1) + (количество правильно воспроизведен­ных фигур с изменением детали или поворотом фигуры х 0,5). Балл 0,5 ставится за фигуру, изображенную точно, но зеркально или с по­воротом на 90° или с одним изменением (см. ниже перечень измене­ний). При наличии нескольких изменений фигура считается искажен­ной и в профиле продуктивности не учитывается.

Анализ ошибок (ошибки суммируются по всем четырем воспро­изведениям).

2. Количество пропусков фигур.

3. Количество ошибок по типу поворотов и зеркальности:

— зеркальность верх-низ;

— зеркальность право-лево;

— поворот на 90°

4. Количество трансформаций в знак.

5. Количество вплетений.

6. Количество изменений

а) характерных для слабости правополушарных функций:

— линейные дизметрии;

— угловые дизметрии;

— разделение фигуры на части;

— изменение места деталей;

— нарушение пропорции.

б) характерных для слабости левополушарных функций:

— изменение деталей, в том числе по типу упрощения;

— пропуск детали («обтаивание»);

—«улучшение» гештальта.

7. Количество искажений:

а) характерных для слабости правополушарных функций:

— комплекс изменений по типу «а+а» или «а+б»;

— топологические ошибки.

б) характерных для слабости левополушарных функций:

— комплекс изменений по типу «б+б»;

— контаминации (соединение двух фигур).

8. Количество нарушений порядка воспроизведения фигур:

а) неустойчивое изменение порядка элементов, а также реверсия ряда (при слабости правополушарных функций);

б) инертное воспроизведение одного неверного порядка элемен¬тов (при слабости левополушарных функций).

9. Нарушения ориентации фигур, несоблюдение строки:

0 — нет наклона, строка соблюдена;

1 — есть наклон фигур или строка не соблюдена;

2 — есть наклон фигур и несоблюдение строки.

10. Количество горизонтальных повторов фигуры (правильной или с ошибкой в пределах одной строки).

11. Количество вертикальных повторов (повтор ошибки во втором и/или третьем воспроизведении подряд).

28. Понимание логико-грамматических конструкций. В этой пробе определяется продуктивность выполнения первой и второй частей пробы отдельно. Кроме того, подсчитывается число ошибок на «обратимость», т.е. неправильного выбора субъекта действия (Агента) или объекта, положение которого описывается. Во второй части еще выделяются ошибки понимания значений предлогов («на» понимается как «в» или наоборот).

1. Продуктивность понимания активных/пассивных конструкций (при замедленном ответе или колебаниях ответ не засчитывается как правильный).

2. Продуктивность понимания предложных конструкций.

3. Ошибки на «обратимость».

4. Ошибки понимания предлогов.

Аналитические стратегии – предыдущая | следующая – Обследование письма и чтения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах