Методика обследования письма младших школьников

Часть 2. Обследование письма и чтения: нейропсихологический подход

Глава 1. Методика обследования письма младших школьников

Иншакова О.Б.

Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письмен­ных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописно­го текстов, — и проводится в каждой возрастной группе не менее двух раз в год. Для обследования детей-первоклассников, только что поступивших в школу, используется специально разработанная мето­дика, которую правильнее называть «тестом достижений».

Обследование письма в конце первого года обучения и далее ре­комендуется проводить фронтально, т. е. одновременно у всех уча­щихся в классе, или в небольших подгруппах детей, зачисленных на логопедический пункт. В этом случае экспериментальные условия будут одинаковыми для учащихся. Для обследования следует выби­рать одно и то же время, например, первую половину дня.

Для получения максимально объективных результатов необхо­димо придерживаться следующих условий:

—     Перед проведением письменных работ школьникам нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.

—   Учащиеся первого класса в начале обучения должны выпол­нять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фамилию, наименование вида письменной работы (диктант, списывание) и за­головок письменной работы дети должны писать самостоятельно, так как это является дополнительным информационным материалом для оценки навыков письма. В конце первого года обучения, на вто­ром, третьем и четвертом годах обучения письменные работы пи­шутся на обычных тетрадных листах.

—  Для изучения письма под диктовку предлагают только специ­ально отобранные диктанты повышенной сложности, но соответст­вующие возрастным и программным требованиям учащихся.

—  В разных классах или подгруппах детей диктант должен про­водить один и тот же специалист (логопед или учитель).

—   Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но в то же время без проговаривания сложных для написания мест в словах. Диктант после написания проверяется.

—   Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами контроль­ного текста.

—   Необходимо проследить, чтобы дети сидели по одному за пар­той и не имели возможности заглядывать в тетради своих соседей.

—   Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.

—   Время выполнения диктанта и списывания ограничивается временными рамками, отводимыми для данных видов письменных работ.

1.1. Изучение письма первоклассников в начале обучения

Данный тест создан для изучения письменных умений бывших дошкольников. Для его проведения детям раздаются листы белой не­линованной бумаги формата А4 и простые карандаши. Эксперимента­тор акцентирует внимание учеников на том, что тестовые задания мо­гут быть как простыми, так и сложными. Если ребенок не может вы­полнить какое-то из заданий, то это задание разрешается пропустить и перейти к выполнению следующего.

Задание 1. Задание направлено на изучение самостоятельного написания своего имени и фамилии. Внизу в свободном рабочем про­странстве начерчена горизонтальная линия, которая при выполнении задания может быть использована как рабочая строка. Внимание де­тей на наличии этой линии не фиксируется специально.

Процедура проведения. Экспериментатор раздает протоколы об­следования (листы формата А4) ученикам и просит расположить их прямо перед собой вертикально. Одновременно положение листа де­монстрируется на доске.

Инструкция: «Обведи кружочком цифру 1. Это первое задание». Под цифрой 1 на свободном месте, как умеешь, напиши свою фамилию и имя.

Это задание позволяет изучить:

1)   уровень знакомства с основными принципами русского письма (фамилия и имя написаны по правилам орфографии или с использо­ванием только фонетического принципа);

2)   наличие метаязыковых знаний (написание имени и фамилии с заглавной буквы, раздельное написание слов);

3)    количество и характер ошибок (пропусков, замен, смешений, и т. д.);

4)    имеющиеся у ребенка зрительно-пространственные трудности (зеркальность, ненахождение начала рабочей строки и неиспользова­ние её при письме).

Задание 2. С помощью данного задания изучается количество самостоятельно воспроизведенных ребёнком букв алфавита. Для его выполнения, как и всех последующих заданий, детям не предлагаются вспомогательные горизонтальные линии, облегчающие расположение письменного материала в рабочем пространстве, а предоставляется свободное рабочее поле.

Процедура проведения. Логопед просит написать как можно больше печатных букв, известных ребенку. Оказание помощи со сто­роны во время выполнения задания исключается. Время выполнения не ограничивается.

Инструкция: «Найди и обведи кружочком цифру 2. Это второе задание. Под заданием 2 на свободном месте постарайся написать все печатные буквы, которые ты знаешь».

Данное задание позволяет определить:

1)  количество букв, известных ребенку и доступных для правиль­ного воспроизведения по памяти (согласных, гласных, Ь и Ъ);

2)  ошибки при выполнении задания;

3)   зрительно-пространственные сложности (трудности нахож­дения начала строки и расположения на строке букв, неудержание рабочей строки, колебания высоты и наклона букв, наличие зер­кальности);

4)   способность сохранения рабочей программы во время письма (отсутствие переходов с печатных букв на письменные);

5)  наличие макро- или микрографии;

6)  присутствие гипер- и гипотонуса.

Запоминание фигур – предыдущая | следующая – Письмо под диктовку

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах