/     /  
Ятрогения

Ятрогения

Психическая ятропатогения является типом психогении. Психогения означает психогенный механизм развития заболевания, т. е. развитие бо­лезни, обусловленное психическими влияниями и впечатлениями, физиологически – в общем посредством высшей нервной деятельности челове­ка. Психическая ятрогения включает в себя вредное психическое воздействие врача на больного. Мы должны указать здесь на значение слова и всех средств контактов между людьми, которые действуют не только на психику, но и на весь организм больного. Йорес подчеркивает, что врач обязан обращаться со своими словами осторожно, экономно, целе­направленно и продуманно. В. М. Бехтерев указывает, что у больных «эмоции ожидания» повышают готовность к возникновению новых условных рефлексов. Можно сказать, что больной живет в состоянии эмоциональной двусторонности, половинчатости: в нем чередуются чувства надежды и доверия с чувством страха и неуверенности. В значительной степени от влияния окружающей среды зависит, какой из этих компонентов перевесит. Следовательно, ятрогения является какой-то «отрицательной психотерапией», врач и медицинский работник дейст­вуют не как лекарство, а как яд.

Выше (в главе «Больной врач») мы указали на то, что от неуверен­ности и страха не защищают даже имеющиеся знания медицины. Но, с другой стороны, это не исключает возможности, что реальный взгляд даже на тяжелую болезнь у информированного и психически уравнове­шенного человека помогает ему перенести болезнь спокойно и терпели­во, и включиться в какую-нибудь работу, насколько это позволит бо­лезнь в качестве защиты против депрессии и малодушия.

Источники ятрогении можно искать в следующих областях:

а) некоторые ситуации и обстоятельства: неправильно проводимое медицинское просвещение и популяризация данных медицинской науки может стать коллективным источником психической ятрогении.

Выдающийся специалист прочитал по радио лекцию, в которой опи­сал признаки известных заболеваний одного органа и подчеркнул, что эти признаки не слишком типичны, поэтому их иногда не замечают, и объяснил, какие тяжелые осложнения могут наступить при позднем распознавании болезни. По содержанию лекция имела выдающийся уро­вень и после формальных исправлений, без сомнения, послужила бы в специальной литературе напоминанием врачам, чтобы они больше обращали внимание на эти заболевания при дифференциальной диагности­ке. Но здоровым людям и больным неспециалистам эта лекция не дала никакого стимула к действию в интересах их здоровья и сверх того мог­ла вызвать опасения коварной болезни и ее осложнений.

Знаменитый хирург подробно описал в газете патологическую анатомию, симптомы и хирургическое лечение язвы желудка.

Терапевт опубликовал серию статей о сосудистых заболеваниях с очень суггестивным описанием развития, патологической анатомии и осложнений инфаркта миокарда.

Мотивацию такого поступка можно только предполагать. Некото­рых авторов просят написать статьи редакторы, которые знают, что сообщения на медицинскую тему всегда вызывают интерес и повышают распространение журнала; другие авторы рассчитывают на то, что в об­ществе возрастает их популярность, а в случае публикаций обширных статей и целых серий нельзя не принимать во внимние и величину гоно­рара.

Проводя санитарно-просветительную работу, нельзя без целенапра­вленного отбора описывать признаки заболевания и нельзя давать пол­ное объективистическое описание лечения. Необходимо сосредоточить внимание лишь на тех фактах и обстоятельствах, которые могут помочь лицам, не имеющим медицинского образования, получить реальное представление о заболевании и необходимые сведения о том, как преду­предить заболевания. Перед слушателями, не имеющими медицинского образования, не следует разбирать дифференциальный диагноз даже тогда, когда они задают вопросы, касающиеся их личных признаков и жа­лоб, но вся картина заболевания и его лечения не известны. Такие объяс­нения можно давать во время индивидуальной санитарно-просветительной работы среди больных и здоровых лиц.

Профилактические осмотры на заводах, осмотры призывников, доноров, спортсменов, будущих матерей. Речь идет, следовательно, о мероприятиях, целью которых является укрепление здоровья населе­ния. Нередко при этом обнаруживаются случайные, не имеющие никако­го значения отклонения от нормы, например, незначительные отклоне­ния на ЭКГ, гинекологические или неврологические признаки и т. п. Если исследуемый узнает об этих отклонениях, то ему необходимо сразу же объяснить, что они не имеют никакого значения, в противном случае исследуемый мог бы для себя сделать заключение, что эти отклонения очень серьезны и что именно поэтому ему о них ничего не сказали. Про­филактические осмотры, однако, лучше проводить так, чтобы обследуемый совсем не узнал об этих незначительных отклонениях.

Психотравматизирующие влияния «медицинского лабиринта». Больной обращается за медицинской помощью, но его направляют от одного врача к другому, везде ему говорят, что он «относится к другому врачу», с разной степенью вежливости ему отказывают в помощи. У больного нарастает чувство недовольства, напряжения, гнева, он опасается, что его заболевание вследствие этого станет запущенным и труднее будет его вылечить. Контакт такого больного с медицинским учреждением носит преимущественно административный характер, у него на руках накапливаются разные справки и формальные рекомендации.

Утомление – предыдущая | следующая – Нетрудоспособность

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)