9.1. Структура интеллектуальной деятельности

Нейропсихологические исследования показали также, что восстановление интеллектуальной деятельности возможно, но зависит от различных условий (форма нарушения, топика поражения мозга, степень тяжести дефекта и др.), и прежде всего от правильной стратегии и тактики (методов) восстановительного обучения (Лурия, Цветкова, 1966; Лурия, 1969; Цветкова, 1972а, 1975,1979). Существуют, по крайней мере, два основных вида нарушения интеллектуальных процессов, вызываемых, с одной стороны, поражением теменно-затылочных систем коры мозга, а с другой — его лобных долей.

Одним из лучших методов объективного исследования интеллектуальной деятельности и возможностей и путей восстановления является анализ решения простых арифметических задач, структура и процесс решения которых представляют готовую модель интеллектуального акта. Любая арифметическая задача, как и всякая интеллектуальная деятельность, состоит из серии связанных между собой фаз — ориентировочной основы действия, планирующей деятельности, фазы применения системы конкретных операций и контроля.

Остановимся на краткой характеристике психологической структуры самой арифметической задачи.

Решение любой арифметической задачи начинается с чтения или прослушивания ее текста, последующего повторения и анализа условия. Что же значит «проанализировать» условие задачи?

Предметное содержание задачи сообщает о предметах и явлениях, которые находятся в определенных взаимосвязях и взаимозависимостях; некоторые из них даны в условии как известные, а другие остаются неизвестными. Ответ на конечный вопрос задачи можно найти, лишь после установления зависимостей между совокупностями, данными в задаче, и выделения их логических связей. Лишь проделав эту предварительную работу, субъект может и должен применить к решению задачи знания, полученные в прошлом опыте, и выразить выявленную логическую структуру в адекватных математических отношениях. Известно, что все данные условия задачи предстают перед субъектом с самого начала не непосредственно, а выраженными через речь в тех или иных грамматических структурах. Усмотрение и выделение логической структуры задачи и математических отношений между данными в условии задачи возможно лишь на основе анализа ее грамматической стороны.

В формулировке арифметических задач существует определенная, давно сложившаяся форма изложения содержания задачи, характеризующаяся сокращенностью своей логико-грамматической структуры и некоторых оборотов речи, которые прямо связаны с определенными арифметическими операциями. В прошлом опыте каждого грамотного человека имеется связь предлогов «в», «по» с операциями умножения или деления, а предлога «на» — со сложением или вычитанием. Наречия «вдвое» («втрое» и т. д.), «поровну» » др. актуализируют также действия деления или умножениям утвердительные словосочетания «на столько-то больше (ил» меньше)» требуют сложения или вычитания. Развернутые вопросительные предложения, начинающиеся словами «во сколько раз», связаны только с операцией деления, а конечные вопросы задачи, начинающиеся со слов «на сколько», однозначно связаны с вычитанием и сложением.

Эти абсолютные связи некоторых слов и словосочетаний с определенными арифметическими операциями имеются а опыте каждого грамотного человека. Но они не определяют ход решения задачи. Они лишь могут указывать на возможность отдельных фрагментарных операций и лишь создают определенные альтернативы при поисках нужных операций.

Нередко одни и те же предлоги, слова, а иногда и сочетания слов требуют различных арифметических операций в зависимости от контекстов, в которых эти слова находятся. Поэтому полную информацию несут не отдельные слова и обороты, а целые предложения, из которых состоит связанный текст задачи. Для правильного решения задачи важно найти тот конкретный смысл, который стоит за многозначным словом и открывается лишь в контексте, а затем уже вы: делить арифметические операции, соответствующие смыслу слов и словосочетаний, а не их прямому значению.

Так, в задаче «Колхоз отправил в город 5 машин яиц по 720 яиц в каждой. Сколько всего яиц отправил колхоз в город?» — грамматический оборот «по столько-то единиц» требует умножения (720 * 5), а в задаче «Колхоз отправил в город 120 машин яиц по 5 машин в день. За сколько дней колхоз вывез в город яйца?» — тот же оборот требует деления (120: 5).

В одной и той же задаче «Мама купила в первый раз 2 кг груш, а во второй раз она купила груш в два раза больше, чем в первый, и еще 12 кг яблок. Во сколько раз больше мама купила яблок?» — сочетание слов «раз… больше», выступая в разных контекстах, требует противоположных действий: в 1 -й раз умножения, а во 2-й — деления.

Еще более сложной деятельности требуют косвенные конфликтные задачи типа: «На тарелке лежали груши. К ним прибавили еще 7 штук, и стало всего 15 груш. Сколько груш лежало на тарелке сначала?» Прямое значение слова «прибавили» заключалось в увеличении чего-то, и, казалось бы, оно прямо требует операции сложения. Однако в этой задаче ведущее место занимает подтекст, рассказывающий о реальных соотношениях совокупностей.

Таким образом, наряду с задачами, которые требуют использования готовых стереотипов, сохраняющихся в памяти, существуют и другие, которые требуют более сложной работы по расшифровке грамматической структуры задачи, связанной с выделением подтекста и умением отвлечься от непосредственного значения отдельных слов. Все это и составляет работу по анализу грамматической структуры задачи, предваряющему анализ логических и математических отношений в задаче, и все это является содержанием ориентировочной основы действия при решении арифметических задач.

Часть III. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности – предыдущая  | следующая –  9.2. Нарушение процесса решения задач у больных

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.