Часть III. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности

Часть III. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности

Глава 9. Нарушение и восстановление процесса решения арифметических задач

9.1. Структура интеллектуальной деятельности

«Если изучение проблемы мозговой организации речи имеет столетнюю историю, то можно с полным основанием сказать, что изучение проблемы мозговой организации мышления не имеет истории вообще» (Лурия, 1973. С. 307).

В Советском Союзе разработка вопроса о структуре мышления или интеллектуальной деятельности проводилась и проводится на основе общей концепции строения активной психической деятельности, которая была сформулирована в работах выдающихся психологов — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина и др. Все эти исследования рассматривали мышление как конкретную, но сложную психическую деятельность, имеющую свою структуру и функцию, которые проявляются в равной мере как в наглядно-действенном, так и в вербально-логическом видах мыслительного акта.

Психологическая структура интеллектуального акта включает прежде всего мотив, делающий задачу актуальной, а ее решение необходимым. После формулирования задачи

следует ориентировочно-исследовательская деятельность^ Ориентировка в условии — важный этап любого интеллектуального акта. Субъект, решающий интеллектуальную задачу, прежде чем приступить к выполнению задания, анализирует условия задачи, сопоставляет данные условия с искомым. Следующим этапом является выбор пути (стратегии) решения задачи (этап стратегии), после чего идет подбор соответствующих средств и операций, адекватных решаемой задаче (этап тактики). Этот этап является уже не столько творческим, в отличие от первого, сколько исполнительским. Следующий этап представляет собой собственно решение задачи или нахождение ответа. На основе полученной информации субъект составляет план, который реализуется с помощью операций, соответствующих найденному разрешающему алгоритму задачи. В течение всего процесса решения задач субъект контролирует свои действия путем сличения результатов с исходными данными.

Таким образом, познавательная деятельность человека является активным процессом, направленным на определенную цель; она учитывает условия, в которых дана цель, протекает по типу выбора адекватных избирательных связей и опирается на систему операций, без которых достижение поставленной цели невозможно. Мышление, являясь саморегулирующейся формой психической деятельности, предполагает и наличие процесса самоконтроля, сохранность которого ведет к коррекции неправильных ходов, могущих возникнуть в процессе решения той или иной интеллектуальной задачи. Строгая согласованность в работе всех этих компонентов интеллектуальной деятельности и обеспечивает направленное поведение человека в ситуации решения задачи и приводит к правильному ее решению.

Известно, что интеллектуальная деятельность складывается из единой системы отдельных операций, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом; эти операции предполагают выделение адекватных связей и отбрасывание неадекватных, побочных связей. Решающий интеллектуальную задачу должен постоянно оценивать каждую операцию не отдельно, а в системе заданных логических отношений, контролировать каждый свой шаг в решении и коррегировать ошибки. В этом и состоит процесс постоянного регулирования интеллектуальной деятельности при решении любой задачи.

Описанное строение интеллектуальной деятельности проявляется в любых ее видах, как при решении наглядно-действенных задач (например, конструктивных), так и в теоретических действиях, протекающих в речевом плане. Во всех случаях все виды интеллектуальной деятельности на ранних фазах своего развития проходят ряд этапов, постепенно совершенствующих умственное действие. Формирование умственной деятельности идет по пути от развернутой материализованной (или материальной) формы действия к сокращенному действию, выполняемому сначала с помощью внешней речи, а затем «в уме». На уровне развитого интеллектуального действия такие «свернутые», быстро протекающие операции и составляют основу мышления (Гальперин, 1959).

Такую чрезвычайно сокращенную форму уже сформировавшегося и автоматизированного мышления, которое имеется у здорового человека, трудно подвергнуть анализу с точки зрения изучения строения интеллектуального процесса. Объективное изучение строения интеллектуальных процессов и выделение факторов, которые позволяют осуществить сложную мыслительную деятельность, представляет собой задачу, в которой существенную роль может сыграть нейропсихология. Имея дело с локальными поражениями мозга, она позволяет проследить случаи, когда мыслительные процессы могут нарушаться по-разному, в зависимости от выпадения разных компонентов психической деятельности, непосредственно вызванного локальным поражением мозга. Именно поэтому для изучения строения высших психических процессов, и в частности мышления, очень эффективным оказывается нейропсихологический метод исследования.

В клинике мозговых поражений известно, что нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при различных очаговых поражениях мозга, причем нарушается он по-разному, в зависимости от топики поражения. Нейропсихология позволила выделить те факторы, которые лежат в основе интеллектуальной деятельности, и установить, что их раздельное нарушение происходит при различных локальных поражениях мозга и приводит к различным по механизмам и структуре нарушениям интеллектуальной деятельности. Такими факторами при поражении задних («гностических») систем мозга являются нарушения в операционном звене интеллектуального акта — дефекты синтеза поступаю-, щей информации в симультанные (одновременные) схемы. Поражение передних, лобных систем мозга, сохраняя операционную сторону мышления, приводит к глубокому нарушению всего строения интеллектуальной деятельности: в одних случаях из-за инертности нервных процессов, в других — из-за импульсивности в поведении, в третьих — из-за дефектов i программировании, регуляции и контроле действий и т. д.

 

 

8.2.2. Вторая группа методов (продолжение) – предыдущая  | следующая –  9.1. Структура интеллектуальной деятельности (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.