тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

8.2.2. Вторая группа методов (продолжение)

Во второй части каждый больной загадывает (или пропевает) часть какой-либо песни, а остальные больные «отгадывают» ее так же, как и в первой части.

И наконец, в третьей части педагог организует «Концерт по заявкам». Больные формулируют (вербально или пропевают) свою заявку.

Каков психологический механизм действия этого метода, к каким аспектам психологической сферы и к каким психологическим процессам он апеллирует? Этот метод направлен на актуализацию стихотворной речи, положенной на музыку, апеллирует к ритмическому построению речи, к сохранному у больных восприятию музыки, к эмоционально-волевой сфере, к личности больного. Механизмом актуализации речи и является, с одной стороны, тесное взаимодействие речи и ее музыкального оформления, а с другой — оживление эмоциональной сферы больного, которая тесно связана с эмоционально-выразительной функцией речи. Все это создает условия для актуализации не только слов песни, но и других форм вербального общения. Кратко подведем итоги.

1. Описана новая форма организации восстановительного обучения — групповые занятия, методы этих занятий и психологические механизмы их взаимодействия. Практический опыт показал их высокую эффективность в системе восстановительного обучения.

2. Помимо решения специальных задач по восстановлению речи у больных, групповые занятия способствуют восстановлению и других форм коммуникации — жеста, мимики, эмоционально-выразительные формы речи выступают в групповых занятиях не в замещающей речь функции, а в сопровождающей ее, усиливая тем самым эффект коммуникации.

3. Групповые занятия оказывают и общее психотерапевтическое влияние на больного. Эффект этого влияния проявляется в снижении тревожности, в исчезновении фобии речи, в улучшении общего эмоционального состояния больных, в повышении работоспособности и др.

4. Положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности, восстановление коммуникативных способностей ведут к формированию правильных психосоциальных установок, притязаний.

5. Положительную роль играет сама группа как важнейший механизм системного воздействия на личность больного, на его речевой дефект. Малая терапевтическая группа, наряду с известными для нормы механизмами и характеристиками, имеет и свои специфические механизмы воздействия на личность члена группы. Различные формы взаимодействия членов группы: сотрудничество, взаимопомощь, соревнование —являются хорошими методами преодоления дефектов вербальной коммуникации и личности больных с афазией.

6. Терапевтическая группа больных с афазией является первичной средой (после семьи), облегчающей переход

больных в нормальную социальную среду, и кратчайшим путем перехода больных к вербальной коммуникации, к общению с окружающими людьми. Именно поэтому групповые занятия при их взаимодействии с индивидуальной формой обучения становятся сильным фактором мобилизации всех резервов как в психологической сфере, так и в работе головного мозга и способствуют тем самым общей реабилитации больных.

8.2.2. Вторая группа методов (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Часть III. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.