8.2.2. Вторая группа методов (продолжение)

В тех случаях, когда терапевтическая группа объединяет больных без грубых двигательных расстройств, используются более сложные виды трудовой деятельности: например, вязание или шитье (для женщин), столярные работы, в некоторых случаях починка и налаживание аппаратуры в лаборатории и др. (для мужчин).

Метод организации проведения праздников. На трудовых занятиях нередко практикуется подготовка больными проведения праздников. Организация праздников, их проведение представляют собой широкое поле для разнообразных форм трудовой деятельности: подготовительные трудовые действия — изготовление елочных украшений, подарков родным и друзьям, выпуск стенной газеты с рисунками и заметками больных, которые отражали бы не только жизнь больных в клинике, но и другие события, праздничное оформление комнаты и др. Все эти формы труда в значительной мере способствуют не только восстановлению речи, но и преодолению изменений личности больных, их социальной реадаптации. Этот метод по существу реализует привычные и радостные для человека ситуации семейных праздников, приема гостей или пребывания в гостях. Это важная психологическая характеристика метода создает благоприятные условия для актуализации способов вербального и невербального общения, возникающего на основе: 1) совместных трудовых действий по организации праздника; 2) планирующей деятельности; 3) обсуждения этих действий.

Музыка и ее применение на групповых занятиях. Музыка является одной из форм невербального общения. Она имеет социальный характер, и с ее помощью решаются как психотерапевтические задачи — снятие напряжения, релаксация, создание и передача положительного эмоционального состояния и т. д., так и задачи передачи информации, общения и др. Из литературных данных известно о специфическом влиянии музыки на эмоционально-волевую сферу человека, физиологические и психические процессы (Бехтерев, 1905—1907; Брусиловский, 1979; Aranson, 1956). Музыка нередко применяется с терапевтическими целями для сплочения групп речевых больных (Л. С. Брусиловский, М. Aranson). Эффект применения музыки зависит от ряда факторов: возраста человека, его интеллектуального уровня, индивидуальных особенностей личности, уровня музыкального развития. Ряд исследователей применяли музыку в групповых занятиях больных с афазией как составную часть общей системы методов, направленных на восстановление коммуникативных способностей, на социореадаптацию больных (Цветкова, 1980).

Музыка применяется в форме следующих методов: 1) «Музыкальная викторина»; 2) «Концерт по заявкам» больных; 3) сопровождение других методов групповой терапии для создания благоприятного эмоционального состояния больных; 4) пение. Музыка применяется и с целью релаксации больных в середине и в конце занятий; в начале урока — для создания рабочего состояния.

Однако к музыкальным методам нужно подходить с осторожностью, поскольку музыкальное сопровождение может нанести и ущерб. Музыкальные произведения для занятий должны подбираться тщательно и со строгим учетом указанных выше факторов.

Метод «Музыкальная викторина» широко использует пение, которое, как известно, остается сохранным при афазии и применяется для растормаживания устной речи. Сопряженное и отраженное пение песен создает благоприятные условия для экфории отдельных слов или даже целых фраз из пропеваемых песен {Лурия, 1948; Нейропсихологические. 1981; Цветкова, 1972а). В модифицированный нами методе «Музыкальная викторина» (Известия… 1948) — пение входит как его основа.

Этот метод направлен на решение ряда задач: 1) сплочения членов группы; 2) создания хорошего эмоционального фона занятия; 3) организации отдыха во время занятия; 4) растормаживания экспрессивной речи.

Материал занятия здесь, как и в других методах, имеет первостепенное значение. Песни подбираются с учетом возраста больных, их культурного уровня, интересов и склонностей. Занятие начинается с той песни, которая хорошо знакома нескольким членам группы.

Процедура применения метода. Занятие состоит из трех частей. В первой части перед больными ставится задача узнавания песни, записанной на пластинку (или магнитофонную пленку), и объявляется соревнование на лучшего знатока песен. Педагог включает запись и выключает ее после первой музыкальной фразы. Больной, узнавший песню, должен продолжить ее со словами или без слов — одну мелодию.

8.2.2. Вторая группа методов – предыдущая  | следующая –   8.2.2.  Вторая группа методов (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.