тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

9.1. Структура интеллектуальной деятельности

Нейропсихологические исследования показали также, что восстановление интеллектуальной деятельности возможно, но зависит от различных условий (форма нарушения, топика поражения мозга, степень тяжести дефекта и др.), и прежде всего от правильной стратегии и тактики (методов) восстановительного обучения (Лурия, Цветкова, 1966; Лурия, 1969; Цветкова, 1972а, 1975,1979). Существуют, по крайней мере, два основных вида нарушения интеллектуальных процессов, вызываемых, с одной стороны, поражением теменно-затылочных систем коры мозга, а с другой — его лобных долей.

Одним из лучших методов объективного исследования интеллектуальной деятельности и возможностей и путей восстановления является анализ решения простых арифметических задач, структура и процесс решения которых представляют готовую модель интеллектуального акта. Любая арифметическая задача, как и всякая интеллектуальная деятельность, состоит из серии связанных между собой фаз — ориентировочной основы действия, планирующей деятельности, фазы применения системы конкретных операций и контроля.

Остановимся на краткой характеристике психологической структуры самой арифметической задачи.

Решение любой арифметической задачи начинается с чтения или прослушивания ее текста, последующего повторения и анализа условия. Что же значит «проанализировать» условие задачи?

Предметное содержание задачи сообщает о предметах и явлениях, которые находятся в определенных взаимосвязях и взаимозависимостях; некоторые из них даны в условии как известные, а другие остаются неизвестными. Ответ на конечный вопрос задачи можно найти, лишь после установления зависимостей между совокупностями, данными в задаче, и выделения их логических связей. Лишь проделав эту предварительную работу, субъект может и должен применить к решению задачи знания, полученные в прошлом опыте, и выразить выявленную логическую структуру в адекватных математических отношениях. Известно, что все данные условия задачи предстают перед субъектом с самого начала не непосредственно, а выраженными через речь в тех или иных грамматических структурах. Усмотрение и выделение логической структуры задачи и математических отношений между данными в условии задачи возможно лишь на основе анализа ее грамматической стороны.

В формулировке арифметических задач существует определенная, давно сложившаяся форма изложения содержания задачи, характеризующаяся сокращенностью своей логико-грамматической структуры и некоторых оборотов речи, которые прямо связаны с определенными арифметическими операциями. В прошлом опыте каждого грамотного человека имеется связь предлогов «в», «по» с операциями умножения или деления, а предлога «на» — со сложением или вычитанием. Наречия «вдвое» («втрое» и т. д.), «поровну» » др. актуализируют также действия деления или умножениям утвердительные словосочетания «на столько-то больше (ил» меньше)» требуют сложения или вычитания. Развернутые вопросительные предложения, начинающиеся словами «во сколько раз», связаны только с операцией деления, а конечные вопросы задачи, начинающиеся со слов «на сколько», однозначно связаны с вычитанием и сложением.

Эти абсолютные связи некоторых слов и словосочетаний с определенными арифметическими операциями имеются а опыте каждого грамотного человека. Но они не определяют ход решения задачи. Они лишь могут указывать на возможность отдельных фрагментарных операций и лишь создают определенные альтернативы при поисках нужных операций.

Нередко одни и те же предлоги, слова, а иногда и сочетания слов требуют различных арифметических операций в зависимости от контекстов, в которых эти слова находятся. Поэтому полную информацию несут не отдельные слова и обороты, а целые предложения, из которых состоит связанный текст задачи. Для правильного решения задачи важно найти тот конкретный смысл, который стоит за многозначным словом и открывается лишь в контексте, а затем уже вы: делить арифметические операции, соответствующие смыслу слов и словосочетаний, а не их прямому значению.

Так, в задаче «Колхоз отправил в город 5 машин яиц по 720 яиц в каждой. Сколько всего яиц отправил колхоз в город?» — грамматический оборот «по столько-то единиц» требует умножения (720 * 5), а в задаче «Колхоз отправил в город 120 машин яиц по 5 машин в день. За сколько дней колхоз вывез в город яйца?» — тот же оборот требует деления (120: 5).

В одной и той же задаче «Мама купила в первый раз 2 кг груш, а во второй раз она купила груш в два раза больше, чем в первый, и еще 12 кг яблок. Во сколько раз больше мама купила яблок?» — сочетание слов «раз… больше», выступая в разных контекстах, требует противоположных действий: в 1 -й раз умножения, а во 2-й — деления.

Еще более сложной деятельности требуют косвенные конфликтные задачи типа: «На тарелке лежали груши. К ним прибавили еще 7 штук, и стало всего 15 груш. Сколько груш лежало на тарелке сначала?» Прямое значение слова «прибавили» заключалось в увеличении чего-то, и, казалось бы, оно прямо требует операции сложения. Однако в этой задаче ведущее место занимает подтекст, рассказывающий о реальных соотношениях совокупностей.

Таким образом, наряду с задачами, которые требуют использования готовых стереотипов, сохраняющихся в памяти, существуют и другие, которые требуют более сложной работы по расшифровке грамматической структуры задачи, связанной с выделением подтекста и умением отвлечься от непосредственного значения отдельных слов. Все это и составляет работу по анализу грамматической структуры задачи, предваряющему анализ логических и математических отношений в задаче, и все это является содержанием ориентировочной основы действия при решении арифметических задач.

Часть III. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности – предыдущая  | следующая –  9.2. Нарушение процесса решения задач у больных

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.