/     /  
Возможности терапевтической группы

Возможности терапевтической группы

Ясно, что вышеописанная терапевтическая техника предполагает нали­чие у аналитика низкой тревожности, достаточной способности к первично-процессуальной коммуникации и возможна лишь при постоянном контроле противопереносов. При отсутствии страха это значительно облегчается груп­повой ситуацией. В этом смысле можно сказать, что терапия психосоматичес­ки заболевших пациентов требует от терапевта, чтобы он последовательным анализом своего противопереноса и рефлексирующей инструментализацией терапевтического взаимодействия взял на себя за пациент а значительную часть той аналитической работы, которая в классической терапии неврозов ожида­ется от самого пациента. Здесь, с моей точки зрения, имеется опасность, свя­занная с концепцией «двухфазного защитного процесса» Миттерлиха. Расши­ренная концепция вытеснения и конверсии укрепляет традиционную психо­аналитическую технику, созданную в форме так называемого стандартного метода для терапии неврозов, и застилает взгляд на насущные для лечения психосоматических больных изменения в постановке задач, структуре и тех­нике терапевтической работы. Активная, ориентированная на психоаналити­ческую терапию психозов форма психоаналитического лечения психосомати­ческих заболеваний в моем описании имеет целью не «нейтрализацию» или «сублимацию» врожденного инстинкта разрушения, представляющего, с моей точки зрения, ничем не доказанную и многим опровергнутую гипотезу. Ее целью скорее является симбиотическая диффузия идентичности психосоматика, его нарциссический дефицит и архаический экзистанциальный страх, которые выдвигаются в центр терапевтической работы. Деструктивная агрес­сия является не инстинктом, который надо смягчить и дисциплинировать, а реактивным защитным механизмом, интернализованным у больного, который в самом раннем детстве был подвержен экзистенциальному страху быть поки­нутым. Интернализованная деструктивно деформированная агрессия может быть превращена в конструктивную, если удастся установить терапевтичес­кую ситуацию, в которой пациент может экстернализировать интернализованную первичную группу и ее деструктивную динамику и вновь пережить свя­занный с этим экзистенциальный страх. При этом, как я показал, психосоматик опирается прежде всего на психоаналитически рефлексируемую актив­ную помощь аналитика.

Предлагая пациенту помощь и защиту в его усилиях по интеграции экзистенциального страха уничтожения в своих переживаниях и поведении, пси­хотерапевт и группа часто впервые делают возможным для больного позитив­но-конструктивную идентификацию с внешними объектами, которая стано­вится основой чувства Я, впервые свободного от иррационального страха и чувства вины, переживания свободы собственного существования. Лишь ког­да это удается, когда преодолена решающая фаза развития Я и идентичности по выходе из симбиоза с интернализованной «злой матерью» и первичной груп­пой, тогда создается основа для дальнейшей психоаналитической работы, в ходе которой благодаря меняющимся идентификациям деструктивная агрес­сия постепенно вновь преобразуется в конструктивную. Она служит расшире­нию и дифференцировке Я и его отграничению, то есть вновь обретенной или впервые пережитой идентичности.

В ходе терапевтического процесса такого восполняющего развития Я и идентичности в группе психосоматическое симптоматическое поведение все более теряет функциональную ценность для пациента. По мере того, как дей­ствительная идентичность выстраивается за фасадом психосоматической псевдоидентичности, в конце концов, оно разваливается как карточный до­мик. В конце этого процесса – расставание с терапевтом и группой, которое, по опыту, сопровождается реактивацией симптоматического поведения и должно быть относительно быстро проработано. «Психосоматический ста­тус» не является более заменителем идентичности, он стал костюмом, кото­рый можно снять без вреда для личности. Расставание с группой и психоте­рапевтом ставит, так сказать, точку в формировании собственной идентич­ности. Оно сравнимо, если еще раз вернуться к примеру фон Сендена с операцией, возможно болезненной, но открывающей глаза пациенту, который перед этим научился видеть.

После этого очерка теории и техники активной психоаналитической те­рапии психосоматических заболеваний в рамках психоаналитической группо­вой терапии я хотел бы остановиться на особых возможностях, открываемых этой формой терапии для исследования психосоматических заболеваний. По сравнению с классической стандартной ситуацией психоанализа, преимуще­ство, предоставляемое групповой ситуацией, в этом отношении имеет большое значение. Терапевтическая группа позволяет привлечь котерапевтов и наблюдателей в ситуацию терапевтической работы. Она дает значительно бо­лее высокий уровень контроля и объективности сделанных наблюдений. По нашему опыту, сама группа воспринимает приход ко-терапевтов и посещение наблюдателей в основном как обогащение терапевтической ситуации (Ammon, 1973е). Помимо этого, психодинамическое силовое поле группы дает нам воз­можность исследовать генез психосоматических реакций, их течение и дина­мику в «здесь и сейчас» групповой ситуации. Мы можем видеть, на какое поведение в группе пациент реагирует психосоматически. Рисунок его поведе­ния в группе и реакция группы на него, позиция, занимаемая им в группе, – все это дает нам информацию о том, какое пространство мать и первичная группа предоставляли пациенту в период раннего детства.

В процессе восстановительного развития Я и идентичности пациента мы можем наблюдать также процессы сдвига симптомов, характерные для мно­гих психосоматических заболеваний и коррелирующие с межличностной си­туацией в терапевтической группе. Как представитель раннего симбиоза в пер­вичной, актуальных жизненных и производственных группах, терапевтичес­кая группа дает ключ к психодинамике пациента в этих ситуациях.

Особенно интересными для исследования мне представляются психо­соматические цепные реакции, которые мы можем наблюдать в терапевти­ческих группах и которые я проиллюстрировал на одном примере. Группа как целое реагирует в этих случаях на уровне соматического Я, она сама становится олицетворением соматического Я своих членов, нарушения Я которых проявляются здесь в межличностном сдвиге симптомов в сомати­ческом Я всей группы.

Выделение особых возможностей, предоставляемых высоко дифферен­цированным инструментом терапевтической группы для исследования и лече­ния психосоматических заболеваний, не означает, однако, что психоаналити­ческая групповая терапия показана для каждого психосоматическою больно­го. Несмотря на то. что многие пациенты очень быстро находят групповую ситуацию полезной, мы часто сталкиваемся с пациентами, которые из-за чрез­вычайного страха перед группой не в состоянии ее использовать. Здесь, как это было видно в приведенных выше примерах, показана индивидуальная пси­хоаналитическая терапия или комбинация обоих подходов. Но это ничего не меняет в принципах терапевтической стратегии и техники. На место ситуации со многими участниками выступает диадная ситуация или комбинация с ней. Дальнейшей возможностью является комбинация различных форм терапии в смысле временной последовательности. Пациент, если он, например, вслед­ствие своей бессознательной динамики постоянно попадает в группе в излиш­не краевую позицию, задерживая ее развитие, может проработать эту пробле­му в рамках индивидуальной терапии и позже вновь вернуться в группу.

Сновидения у психосоматически заболевших пациентов – предыдущая | следующая – Позиция психотерапевта

Психосоматическая терапия. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)