Едва ли имеется необходимость увеличивать число примеров иатрогенных заболеваний внутренних органов, чтобы показать, насколько неожиданные и печальные результаты может дать неосторожное поведение каждого врача. Не подлежит никакому сомнению, что негативная психотерапия, вызывающая иатрогенные синдромы и заболевания, проводится врачом, так сказать, bona fide, без учета возможных последствий и чаще всего без всякого даже желания оказать на больного психотерапевтическое воздействие. Тем не менее личность врача играет здесь огромную роль, и если при правильной психотерапии мы имеем бесчисленные примеры благоприятного, временами чудодейственного влияния личности врача на течение и исход заболевания, то негативная психотерапия может принести не только существенный вред больному, ухудшая течение и исход болезни, но врач при этом невольно участвует в психогенезе, в происхождении самого синдрома или даже заболевания. Если мы во всех остальных наших терапевтических методах ставим во главу угла старый принцип медицины: noli nосеге, то применение этого принципа в значительно большей мере требуется тогда, когда не только слова, но и все поведение врача являются могучим орудием влияния на больного и на течение его болезни.
К сожалению, надо признать, что врачи, как правило, очень легко относятся к случаям иатрогении, которая вызывает с их стороны чаще снисходительную улыбку, чем серьезное изучение. Я не слышал ни разу, чтобы в терапевтических обществах и даже на клинических и больничных конференциях эти врачебные ошибки подвергались обсуждению в порядке самокритики. До сих пор почему-то считается неэтичным говорить об ошибке врача, являющегося, правда, невольно источником и причиной иатрогенного заболевания у данного больного, об ошибке врача, разумеется, не имеющего даже и представления о последствиях своей неосторожности и, может быть, продолжающего шутя и незаметно для самого себя травмировать больных. Такое легкое отношение к случаям иатрогении не оправдывается ничем, кроме архаической и кастовой этики врачей, работающих в капиталистических странах, — этики, являющейся совершенно неприемлемой для советского врача, работающего в коллективе, который именно в интересах чуткого отношения к товарищу—врачу обязан своевременно вскрывать эти невольные его ошибки.
Ведь глубоко прав был известный хирург Бильрот, когда говорил: «Только слабые духом, хвастливые болтуны и утомленные жизнью боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе cилу сделать лучше, тот не испытывает страха перед сознанием своей ошибки».
Мы не должны и не можем полагаться только на природный такт и ум врача. Необходимо тщательно изучать эти иатрогенные заболевания, не скрывать от себя и от товарищей—врачей случаи, где негативная психотерапия имела место. Необходимо учиться на этих невольных врачебных ошибках, тем более простительных, что, как мы видели, врач проводит лечение, порой не отдавая себе отчета в силе своего влияния на организм больного как единое психофизическое целое. Речь идет, разумеется, не только об иатрогении и даже, что значительно чаще, о привитии больному идеи о болезни, а о значительно более важной проблеме соотношений соматики и психики в клинике внутренних болезней. Жизнь научила пас, что самое детальное изучение соматических процессов новейшими тончайшими методами современной техники без учета деятельности психических закономерностей и влияний приводит к крупнейшим ошибкам и в диагностике, и в терапии. Как показала война, понимание многих заболеваний внутренних органов, как психосоматических, выводит нас из тупиков патогенеза и из дебрей наивной локалистической терапии. Лучшим примером этого является эволюция учения о язвенной болезни, учение о гипертонии и т. д.
Вот почему на учение о внутренней картине болезни я смотрю также как на начало новых путей современной клиники внутренних болезней по освоению психосоматических заболеваний.
С другой стороны, необходимо серьезно задуматься над вопросом воспитания новых поколений врачей под знаком изучения психики человека как могучего фактора, влияющего на важнейшие нормальные и патологические процессы нашего организма, а также научить врачей применять психотерапию.
Механизмы иатрогении слагаются из целого ряда психофизиологических процессов. Они еще совершенно не изучены именно потому, что, как и во времена Платона, до сих пор еще делят врачей на врачей тела и врачей души, тогда как мы видели, что по существу одно совершенно неотделимо от другого.
Слово врача — могучее орудие воздействия на больного, но если оно воспринимается больным неправильно, то оно вызывает огромные интеллектуальные насслоения на сензитивную часть внутренней картины болезни. Между тем эта сфера влияния врача на больного совершенно не изучена и целиком находится еще в области эмпирии. Гаупп несомненно прав, когда говорит, что никто из нас точно не знает во всех случаях, что и сколько из того, что назначается и прописывается больному, по существу является результатом воздействия на его психику.
Начиная с древнейших времен, лучшие врачи эмпирически без всякого современного научного обоснования знали об этом огромном значении слова врача как терапевтического фактора. Уже за два тысячелетия до нашей эры древнейшая медицина Ирана, говоря о методах лечения человека, выставила положение: «Три орудия есть у врача: слово, растения и нож». Таким образом, из трех путей воздействия на больного — психотерапевтического, медикаментозного и хирургического — в те отдаленные времена слово врача ставилось на первое место.
внушаемый больной – предыдущая | следующая – задача врачей