/     /  
Глава 3. Вопросники как метод исследования личности

Глава 3. Вопросники как метод исследования личности

Из специальных психологических методов, направленных на исследование личности, наиболее распространенными являются вопросники и так называемые проективные методы. При проек­тивных методах оцениваются результаты различных форм само­выражения испытуемого, который, как правило, не знает, что исследуется его личность; вопросники же так или иначе обра­щаются к самооценке испытуемыми своих личностных качеств. И хотя в любом случае самооценка представляет интерес для врача и психолога, естествен вопрос, насколько объективными могут быть результаты подобных методов, если предметом оценки испытуемого является его собственная личность. Из­вестно, что люди весьма различаются по своей способности к интроспекции, а также объективности в самооценке. При использовании вопросников необходимо считаться с влиянием таких факторов, как степень искренности, осторожности, беспо­койство и даже страх, потребность в одобрении, естественная защита своего «Я», а также такие формы «защитных механиз­мов», искажающих представление о себе, как «вытеснение», «реактивные образования», «рационализация» и др., не говоря уже о том, что отношение испытуемого к обследованию может определяться установочным поведением в случае заинтересован­ности его в результатах исследования.

По мере развития вопросников как техники изучения личности разраба­тывались различные меры, направленные на избежание влияния искажаю­щих факторов, в том числе введение так называемых контрольных или оце­ночных шкал, самым простым примером которых является шкала, измеряю­щая степень искренности отвечающего или его лжи. Некоторые вопросники, например MMPI, имеют несколько различных контрольных шкал, позволяю­щих улавливать и дифференцировать различные формы искажения, влияю­щие па результат исследования. Кроме того, этот вопросник работает не по принципу прямого смысла ответа на вопрос, а на основе чисто статистических корреляций, вследствие чего некоторые ответы служат признаком качества, прямо противоположного утверждаемому, например по шкале «истерические черты».

Вопрос о валидности и надежности вопросников как метода изучения лич­ности продолжает оставаться предметом дискуссий и побуждает исследова­телей к дальнейшим поискам повышения их эффективности. По осторожной оценке F. Freeman (1963), вопросники как метод исследования личности «по­лезны в определенных пределах в руках опытного психолога». Первые вопросники вообще не были защищены контрольными шкалами, и оценка до­стоверности результатов связывалась только с опытом исследователя.

В 30-е годы начинают появляться и первые многошкальпые вопрос­ники, претендующие на более полный охват личности как целого и предна­значенные для измерения большого числа качеств. Однако большинство из них просто пытались произвольно объединить уже существующие и столь же произвольно выбранные переменные одношкальных или двушкальных вопрос­ников. Так, «Личностный перечень» Бернройтера, разработанный в 1932 г., объединил вопросы из шкал Лейрда, Олпортов, Терстоунов (шкала невроти­ческих тенденций у студентов) и собственного, более раннего вопросника для определения «самодостаточности». Многошкальным являлся и опублико­ванный в 1930 г. Г. Беллом вопросник для изучения приспособления. Хотя многие из подобных вопросников, особенно многошкальных, пользовались достаточно широкой известностью, а некоторые, усовершенствованные в бо­лее поздних редакциях, применяются и сейчас, критика справедливо указы­вала на целый ряд их недостатков как в методическом, так и в методоло­гическом плане, в частности на произвольность выбора переменных, чаще всего определявшегося конкретными прагматическими целями, что было осо­бенно характерно для американской психологии.

В то же время существовал и иной подход к проблеме психологиче­ского исследования личности — попытка определить и описать личность во­обще, как таковую, выделить ее основные, главные черты, обусловливающие особенности индивидуального поведения в различных ситуациях. Такой под­ход был характерен, в частности, для Г. Айзенка и Р. Кеттела [Eysenck Н. J., 1960; Cattell R. В., 1957], которые в конце 40-х годов начали разработку своих так называемых «факторных» личностных вопросников. Это название в большей мере относится к вопроснику Кеттела, который использовал мате­матический аппарат факторного анализа с целью выявления самой структуры личности и разработки собственной теории (скорее методологии исследова­ния) личности на основе полученных с его помощью данных.

психологическая зона информационного поля болезни - предыдущая | следующая - факторный анализ

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)