Глава 3. Вопросники как метод исследования личности

Из специальных психологических методов, направленных на исследование личности, наиболее распространенными являются вопросники и так называемые проективные методы. При проек­тивных методах оцениваются результаты различных форм само­выражения испытуемого, который, как правило, не знает, что исследуется его личность; вопросники же так или иначе обра­щаются к самооценке испытуемыми своих личностных качеств. И хотя в любом случае самооценка представляет интерес для врача и психолога, естествен вопрос, насколько объективными могут быть результаты подобных методов, если предметом оценки испытуемого является его собственная личность. Из­вестно, что люди весьма различаются по своей способности к интроспекции, а также объективности в самооценке. При использовании вопросников необходимо считаться с влиянием таких факторов, как степень искренности, осторожности, беспо­койство и даже страх, потребность в одобрении, естественная защита своего «Я», а также такие формы «защитных механиз­мов», искажающих представление о себе, как «вытеснение», «реактивные образования», «рационализация» и др., не говоря уже о том, что отношение испытуемого к обследованию может определяться установочным поведением в случае заинтересован­ности его в результатах исследования.

По мере развития вопросников как техники изучения личности разраба­тывались различные меры, направленные на избежание влияния искажаю­щих факторов, в том числе введение так называемых контрольных или оце­ночных шкал, самым простым примером которых является шкала, измеряю­щая степень искренности отвечающего или его лжи. Некоторые вопросники, например MMPI, имеют несколько различных контрольных шкал, позволяю­щих улавливать и дифференцировать различные формы искажения, влияю­щие па результат исследования. Кроме того, этот вопросник работает не по принципу прямого смысла ответа на вопрос, а на основе чисто статистических корреляций, вследствие чего некоторые ответы служат признаком качества, прямо противоположного утверждаемому, например по шкале «истерические черты».

Вопрос о валидности и надежности вопросников как метода изучения лич­ности продолжает оставаться предметом дискуссий и побуждает исследова­телей к дальнейшим поискам повышения их эффективности. По осторожной оценке F. Freeman (1963), вопросники как метод исследования личности «по­лезны в определенных пределах в руках опытного психолога». Первые вопросники вообще не были защищены контрольными шкалами, и оценка до­стоверности результатов связывалась только с опытом исследователя.

В 30-е годы начинают появляться и первые многошкальпые вопрос­ники, претендующие на более полный охват личности как целого и предна­значенные для измерения большого числа качеств. Однако большинство из них просто пытались произвольно объединить уже существующие и столь же произвольно выбранные переменные одношкальных или двушкальных вопрос­ников. Так, «Личностный перечень» Бернройтера, разработанный в 1932 г., объединил вопросы из шкал Лейрда, Олпортов, Терстоунов (шкала невроти­ческих тенденций у студентов) и собственного, более раннего вопросника для определения «самодостаточности». Многошкальным являлся и опублико­ванный в 1930 г. Г. Беллом вопросник для изучения приспособления. Хотя многие из подобных вопросников, особенно многошкальных, пользовались достаточно широкой известностью, а некоторые, усовершенствованные в бо­лее поздних редакциях, применяются и сейчас, критика справедливо указы­вала на целый ряд их недостатков как в методическом, так и в методоло­гическом плане, в частности на произвольность выбора переменных, чаще всего определявшегося конкретными прагматическими целями, что было осо­бенно характерно для американской психологии.

В то же время существовал и иной подход к проблеме психологиче­ского исследования личности — попытка определить и описать личность во­обще, как таковую, выделить ее основные, главные черты, обусловливающие особенности индивидуального поведения в различных ситуациях. Такой под­ход был характерен, в частности, для Г. Айзенка и Р. Кеттела [Eysenck Н. J., 1960; Cattell R. В., 1957], которые в конце 40-х годов начали разработку своих так называемых «факторных» личностных вопросников. Это название в большей мере относится к вопроснику Кеттела, который использовал мате­матический аппарат факторного анализа с целью выявления самой структуры личности и разработки собственной теории (скорее методологии исследова­ния) личности на основе полученных с его помощью данных.

психологическая зона информационного поля болезни – предыдущая | следующая – факторный анализ

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание