Динамическая функциональная организация системы зрительного восприятия (височная область коры)

Требующие опознания изображения различались по двум признакам: количеству и форме составляющих их элементов. Анализ ошибок показал, что испытуемый обычно ориентируется на какой-либо один из признаков стимула. Эти изображения были включены в комплексные стимулы, являясь их латерализованной частью. Центральная часть комплексного стимула не подвергалась маскировке и ее опознание не вызывало у испытуемых затруднений. Латерализованное изображение, сменявшее дежурную маску на 50-70 мс, предъявлялось в двух ситуациях: 1-испытуемый должен был оценить положение горизонтальной линии в центральном изображении и опознать изображение, предъявляемое в левом (ЛПЗ) или правом (ППЗ) полях зрения; 2 – испытуемый должен был оценить положение горизонтальной линии в центральном изображении, о наличии латерализованной части стимула ему не сообщалось. Эта экспериментальная парадигма давала возможность сравнивать одинаковые по сенсорным характеристикам стимулы, предъявляемые при необходимости опознать латерализованное изображение на основе его перцептивных признаков, в одной ситуации, и при его игнорировании – в другой. Процессы, связанные с классификацией перцептивных признаков стимула, выявлялись с помощью разностных кривых, полученных при вычитании ССП, зарегистрированных при игнорировании латерализованного изображения из ССП в ситуации опознания. Анализировались ССП контралатерального по отношению к латерализованному изображению полушария.

Метод получения разностных кривых, широко применяемый для выявления скрытых негативных волн, связанных с обработкой сенсорной информации (Ritteret al., 1983; Naatanen, 1985), выявил существенные возрастные различия операций, сопровождающих классификацию перцептивных признаков у испытуемых 16 и 7 лет. У юношей анализ перцептивных признаков стимула приводит к возникновению негативной волны N300 в затылочных, теменных и лобных областях коры. Эта волна сопровождалась поздней позитивностью Р500, являвшейся визуально наблюдаемым компонентом ВП, имеющим максимальную выраженность в каудальных областях коры. Амплитуда позитивных фаз разностных кривых в каудальных областях правого полушария коррелировала с уровнем правильного опознания. Это соответствует существующим представлениям о связи компонентов позднего позитивного комплекса с заключительными этапами восприятия и рабочей памятью (Богомолова, Фарбер, 1999, Christensen et al., 2001; Kok, 2001; Nittono et al., 1999; Schendan and Kutas, 2002). Межполушарная асимметрия еще более выражена в структуре разностных кривых лобных областей. Если разностные кривые в правой лобной области имеют некоторое сходство с кривыми в каудальных отделах мозга, то в левой лобной области у взрослых регистрируются только негативные волны, отражающие процессы обработки информации – N150, N300 и N600. Таким образом, у юношей операция анализа перцептивных признаков, используемых при опознании латерализованного изображения, характеризуется выраженной регионарной и полушарной специализацией.

В детском возрасте разностные кривые, характеризующие операцию анализа перцептивных признаков, наличие регионарной специализации наблюдается лишь в первые 500 мс анализа стимула. Более поздние стадии анализа характеризуются генерализованным вовлечением всех областей коры. Полушарная специализация операции анализа перцептивных характеристик стимула у детей отсутствует. В структуре разностных кривых у детей также имеются существенные отличия, по сравнению с юношами, состоящие в преобладании негативных волн, что свидетельствует о более развернутой обработке зрительного стимула. В каудальных областях эти волны имеют максимум на 220 мс (N200), 450 мс и 650 мс. Амплитуда волны N200 в правой височно-теменно-затылочной области обнаруживала корреляцию с уровнем правильного опознания. В разностных кривых лобных областей у детей, также как у юношей, наблюдаются негативные волны, свидетельствующие об анализе сенсорных характеристик стимула в этих областях. Также как в рассмотренной выше группе, начальные фазы этого анализа происходят в первые 100 мс после предъявления стимула. Таким образом, у детей анализ сенсорных характеристик стимула, необходимых для опознания изображения, сопровождается ранним вовлечением височно-теменно- затылочной области правого полушария и лобных областей обоих полушарий.

зрительное восприятие – предыдущая | следующая – сенсорная информация

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание