Яндекс.Метрика

Динамическая функциональная организация системы зрительного восприятия (сенсорная информация)

Приведенные выше данные выявили возрастную специфику опознания, возможно связанную с различиями организации системы зрительного восприятия, которые приводили к выявленным особенностям включения височно-теменно-затылочных и лобных областей коры в произвольный анализ сенсорных характеристик стимула.
В обработке сенсорной информации значительное место занимают операции, осуществляющиеся на непроизвольном уровне и не требующие привлечения внимания. Роль непроизвольного анализа стимула особенно велика в раннем детском возрасте, но и в 7-8 лет непроизвольный уровень занимает существенное место в анализе зрительного стимула (Бетелева, 1996).

Для исследования операции обработки стимула на непроизвольном уровне была использована экспериментальная модель, которая включала шачимые и игнорируемые стимулы, состоявшие либо из одной центральной части, либо из центрального стимула, на который было направлено внимание испытуемого, и непроизвольно анализируемого латерализованного изображения. Использованная модель позволяла выявить отражение в ВП операций, связанных с непроизвольным анализом дополнительного латерализованного изображения. На Рис.4 представлен анализ ВГ1 методом главных компонентов и разностные кривые у взрослых испытуемых и детей 7-8 лет, отражающие непроизвольную обработку латерализованного изображения. Проведенные исследования не выявили изменений ВП височно-теменно-затылочной области. Анализ разностных кривых, полученных при вычитании ВП на центральный стимул из ВП на комплексный стимул, показал, что у взрослых обработка стимула на непроизвольном уровне не отражается в структуре ВП ни одной из исследованных областей коры. У детей на разностных кривых, отражающих обработку информации на непроизвольном уровне, отмечается ряд негативных волн. Эти волны наблюдаются в правой затылочной области и лобных областях обоих полушарий. Интересно отметить, что, начиная с 100 мс, негативные волны в правой лобной области опережают таковые и затылочной коре. Достоверные различия амплитуд ВП на комплексный и центральный стимул в лобных областях приурочены к компоненту N200, а н правой затылочной .области к компоненту N300.

Рис.4. Анализ латерализованного зрительного стимула на непроизвольном уровне, вверху – взрослые испытуемые. Внизу – дети 7-8 лет. 1 – ВП на значимый комплексный стимул (жирная линия), 2 – ВП на значимый центральный стимул тонкая линия), 1 – 2 – разностные кривые, отражающие непроизвольный анализ латерализованного стимула. Вертикальные линии – границы главных компонентов. Области достоверных отличий ВП на комплексный и центральный стимулы (ANOVA) заштрихованы. * – достоверные различия амплитуд по непараметрическиму критерию Вилкоксона.

Проведенное разделение детей на рефлексивных и импульсивных показало, что характер влияния непроизвольно анализируемой информации зависит от степени зрелости механизмов, определяющих функциональную организацию мозга. У рефлексивных детей с более зрелым типом органики мозга (Фарбер, 2001) негативные компоненты разностных кривых, отражающих непроизвольный анализ входящей в сигнальный стимул дополнительной информации, соответствуют волнам N200 и N300 в ВП. В лобной области они характеризуются выраженной асимметрией – имеют наибольшую выраженность в левом полушарии. Можно предположить, что у детей этой группы неосознаваемый дополнительный стимул способствует Обработке информации, и тем самым облегчает опознание сигнально значимой информации. У импульсивных детей непроизвольно анализируемый стимул в меньшей мере сказывается на активности левого полушария, но вызывает значительные изменения параметров ВП правого полушария и, в особенности, правой лобной области. Вовлечение правой лобной области у детей наблюдалось нами ранее при необходимости дифференцировать трудно различимые изображения (Бетелева, 1998). Можно предположить, что усиление активности правой лобной области в ответ на комплексный сигнальный стимул у импульсивных детей связано с трудностью дифференциации стимулов у детей этой группы, и вместе с тем не является оптимальным для вычленения целевого стимула. Это объясняет известную специфику восприятия импульсивных детей – снижение селективности.

Заключение

Проведенные исследования показали, что одним из факторов, определяющих степень и характер участия различных областей коры в отдельных операциях зрительного восприятия, является степень структурной и функциональной зрелости различных областей коры головного мозга. Формирование системы восприятия, обеспечивающей дифференцированное участие отдельных областей, осуществляется к 5-7 годам, однако данная система во многом отличается от дефинитивной. В пределах одною возраста существуют различия функциональной зрелости отдельных областей коры, определяющие зависимость динамической организации от индивидуальных особенностей.

Важнейшим фактором, определяющим динамичность системы зрительного восприятия, является участие лобных областей коры в обработке сенсорной информации. Результаты проведенного исследования подтвердили известные данные о роли переднеассоциативных отделов коры в когнитивной деятельности. В наших исследованиях, проведенных на детях 7-8 лет, было выявлено участие лобных областей коры в осуществлении не только заключительных этапов процесса восприятия, но и ранних стадий обработки сенсорных характеристик стимула на произвольном и непроизвольном уровнях. Это соответствует имеющимся в литературе экспериментальным данным о наличии в переднеассоциативных областях коры нейронного аппарата, анализирующего специфицеские сенсорные характеристики стимула (полисенсорные нейроны, нейроны детекторы).

Можно полагать, что лобные области коры, принимая участие в обработке сенсорно-специфического сигнала и располагая информацией и из структур, относящихся к потребностно-эмоциональной сфере, путем обратных нисходящих связей организуют многозвеньевую систему, определяя степень и характер участия различных корковых зон в отдельных операциях зрительного восприятия в зависимости от осуществляемой перцептивной деятельности. Это обеспечивает высокую пластичность и динамичность системы восприятия.

височная область коры – предыдущая | следующая – модель восходящих и нисходящих процессов

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание