Необходимо отметить, что понятие «виртуальный» в современной западной культуре (лат. virtus) имеет четыре значения. Во-первых, это моральная ценность, благо; во-вторых – некая актуально существующая и действующая реальность; в-третьих – некий артефакт; в-четвертых – синоним потенциального, мнимого, нереального.
Термин «виртуальная реальность» указывает на такую реальность, которая может существовать как в потенциальном (возможном) состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии. Ф. Хэмит определял виртуальную реальность через понятие взаимодействия «человек – компьютер» [15].
Виртуальную реальность необходимо рассматривать и в гуманитарном аспекте, который предполагает изучение идеи виртуальности в таких областях, как философия, психология, педагогика, творчество, искусство, культура.
Для изучения виртуальных реальностей используется философский подход, так называемая «виртуалистика». Это полионтологичный подход, предполагающий множественность реальности, в отличие от моноонтологичного, который предполагает лишь одну реальность – природную. Он может быть использован в любой научной дисциплине, а также для описания и понимания многообразного мира культуры и искусства.
Выделяют следующие специфические свойства виртуальной реальности:
- порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней);
- актуальность (виртуальная реальность существует только «здесь и теперь», только до тех пор, пока активна порождающая реальность);
- автономность (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования);
- интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).
Отечественная психология уделяет неоправданно мало внимания не только конкретным применениям новых технологий, но и связанным с ними теоретико-методологическим аспектам. Следует упомянуть, что понятия «виртуальные миры» и «виртуальное сознание» используются в основном в связи с изучением феноменов измененных состояний сознания (ИСС). Это относится, например, к трудам в духе постмодернистской культурологии [16]. В них обосновывается мысль, согласно которой «любая реальность является виртуальной», если понимать под последней «психотический или шизофренический паранойяльный бред, наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза. BP возникают также у пилотов на сверхзвуковой скорости, у заключенных, подводников, у людей, испытывающих стресс (например, во время авиа- или автокатастрофы), у клаустрофобов, практически у всех, кто каким-то образом насильно ограничен в пространстве на достаточно длительное время» [17].
Подобная точка зрения широко распространена: «…Современное использование термина “виртуальная реальность” излишне привязано к миру компьютерной техники…» [18]. О. Антонова и С. Соловьев не так давно высказали мысль, согласно которой ни компьютеры, ни Интернет вместе с сетевыми технологиями не внесли ничего принципиально нового в философскую проблематику виртуальности [19]. В дополнение можно отметить, что континуум виртуальных реальностей и взаимопереходы между виртуальностью и реальностью подробно описаны Н. А. Носовым [20]. Виртуальность как продукт измененных состояний сознания (ИСС) рассматривал А. В. Россохин [21]. Н. Б. Маньковская и В. В. Бычков [22] именуют данную проблематику «естественной виртуальностью» и отличают ее от «искусства как виртуальной реальности», а также от «паравиртуальной реальности» (под которой понимается прежде всего психоделическое искусство) и от «протовиртуальной реальности», создаваемой с помощью компьютерных программ и применяемой, в частности, в кинематографе при создании так называемых «спецэффектов». Последний класс феноменов называется собственно технической, или компьютерной виртуальной реальностью [23].
___________________________________________________________________________________
[15] Hammet, F. Virtual reality. – New York, 1993. [16] См.: Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. – М.: Аграф, 2000; Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 2001. [17] http://rudnev-vadim.viv.ru/cont/slowar/23.html, http:// rudnev-vadim.viv.ru/cont/slowar/24.html [18] Спиридонов В. Ф. Психологический анализ виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / Сост. Н. В. Чудова. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. – С. 185. [19] Антонова О. А., Соловьев С. В. Теория и практика виртуальной реальности: логико-философский анализ. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. [20] Носов Н. А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000.[21] Россохин А. В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа) // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / Сост. Н. В. Чудова. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998.
[22] Маньковская Н. Б., Бычков В. В. Виртуальность в пространствах современного искусства // Сборник научно-популярных статей – победителей конкурса РФФИ 2006 г. – Вып. 10. – М., 2007.-С. 374-380.
[23] Войскунский А. Е. Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / Под ред. А. Е. Войскунского. – М., 2001. – С. 153-161.
система виртуальной реальности – предыдущая | следующая – экологическая валидность