Виртуальная реальность в экспериментальной психологии: к вопросу о методологии (система виртуальной реальности)

Достоверно спроектированная виртуальная реальность воздействует на органы чувств человека настолько сильно, что отличить искусственную реальность от объективной практически невозможно. Рассматривая свойства системы BP, прежде всего надо отметить фактор виртуального пространственно-временного континуума, поскольку невозможно представить реальность без времени и пространства.

Определение «виртуальная реальность» априори предпо­лагает теорию существования двух пространств – подлинно­го и виртуального. Исследователь виртуальной реальности пребывает одновременно в двух пространствах: в то время как сознание путешествует по просторам виртуальной реаль­ности, телесно/физически человек находится в подлинном пространстве. Немаловажное свойство пространства вирту­альной реальности – это мгновенный доступ к любой области пространства, в отличие от пространства подлинной реально­сти, где для этого требуется затрата значительных усилий и времени на перемещение из одной точки в другую [10].

Исследователь А. Юхвид в статье «Философские пробле­мы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и обра­зовании» утверждает, что виртуальная реальность позволит зрителю в будущем не только пассивно воспринимать произ­ведения искусства, но и стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира [11]. Более того, А. Юхвид выдвигает гипотезу о возможности создания абсо­лютно нового вида искусства – виртуального, которое будет основано на объемном воздействии на все органы чувств че­ловека с целью максимально полного эстетического удоволь­ствия.

Взаимодействие в среде виртуальной реальности проис­ходит таким же образом, как и в подлинной реальности – с помощью систем репрезентации (восприятия и передачи информации). Виртуальная реальность задействует работу человеческих органов чувств, что дает системе возможность называться новой реальностью – искусственной, созданной самим человеком с помощью компьютерных информацион­ных технологий. Ее реалистичность зависит от воздействия компонентов на сознание человека, его нервную систему. К компонентам виртуальной реальности относятся: визуаль­ная, аудиальная, тактильная (кинестетическая) информация, а также ощущение равновесия и ориентация (эксперименты по передаче вкусовых и обонятельных признаков реальности уже существуют, но пока еще не закреплены на практике). Все перечисленные компоненты служат инструментарием создателей виртуального мира для генерирования любой возмож­ной и невозможной в реальном мире ситуации.

Мозг интегрирует все получаемые им сигналы от всех ре­цепторов и сопоставляет новые данные с теми, что уже имеют­ся в памяти человека. Чрезвычайно важную роль здесь играет конгруэнция – «транслируемые» данные должны в определен­ной пропорции соответствовать уже имеющейся в сознании информации. Если не придавать этому значения, последствия взаимодействия с системой виртуальной реальности (эффект от ее диссонанса) могут быть самыми непредсказуемыми, в большинстве случаев негативными – например, расстройства психического характера.

Особенность репрезентации состоит в том, что образ, ко­торый мы переносим из своего внутреннего ментального про­странства в пространство физическое вербальными и невер­бальными средствами, воспринимается сознанием собесед­ника через призму его субъективного опыта. Происходит это потому, что внутренние миры коммуникатора и реципиента всегда различны. Таким образом, точность и полнота перено­са образа из ментального мира человека в мир виртуальной реальности также зависит от его способностей взаимодейство­вать в обоих мирах. А общее у предметов подлинной и вирту­альной реальностей – эмпирические качества, которыми их наделяет человеческое сознание. Моделирование в системе виртуальной реальности, манипулирование любыми пласта­ми информации может не только повлиять на качественно новое развитие любой производственной, торговой, финансовой и др. структуры, но и самым положительным образом воздействовать на всю экономику страны в целом.

Моделирование – одна из функций системы виртуальной реальности, которая не только стимулирует воображение че­ловека, но и позволяет максимально эффективно использо­вать скрытые ресурсы нашего сознания. Метод моделирова­ния является наиболее мощным приемом экспериментально­го исследования [12]

Установлено, что при поиске концептуального решения задачи мыслительный процесс осуществляется в большинстве случаев на уровне образов, а не на уровне точных вычисле­ний. Например, в США на одной из бирж была установлена система виртуальной реальности, где рынок ценных бумаг был представлен в виде океана. Высота волны обозначала из­менение котировок, погода – внешние условия (политические и экономические), чистота воды символизировала «чистоту» сделок. Таким образом, для того, чтобы оценить ситуацию на фондовых рынках мира, достаточно было одного взгляда. Но­вая система подачи информации также позволила существен­но уменьшить число естественных ошибок брокеров [13]. Рас­сматривая свойства виртуальной реальности, мы невольно убеждаемся в том, что виртуальная реальность предоставляет человеку отличные возможности для проведения различного рода исследований, в том числе психологического характе­ра. Специалисты считают, что в недалеком будущем систе­мы виртуальной реальности станут основным инструментом исследований [14]. Успех проведения исследований с помощью систем виртуальной реальности – в наличии массивов храня­щейся в ней информации, а также в возможности конструиро­вания образов, моделирования ситуаций и т. д. Виртуальная реальность может быть эффективно использована в обучении человека профессиональным знаниям. Ее способность моде­лирования любой ситуации может служить средством приоб­ретения и закрепления жизненных умений, а также навыков общения и жизнедеятельности в социуме.

___________________________________________________________________________________

[10] Репкин Д. Виртуальная реальность. URL: http://www. virtual.ru/virtual_reality.html

[11] Юхвид А. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты ис­пользования виртуальных технологий. URL: http://www.yukhvid. narod.ru/Doklad_Ekaterinburg.htm

[12] Наринян А., Поздеев В. Основы научных исследований. – Киев: Изд-во Европ. ун-та, 2002.

[13] Сигунов В. Реальные деньги виртуального мира // Эксперт. – 1999.-№43 (206).

[14] Кондратьев И. Указ. соч.

виртуальная среда – предыдущая | следующая – виртуальность

вернуться к началу статьи