Глава 1. Психологическая диагностика в клинической медицине (продолжение)

Валидность (от англ. validity — действенность, обоснован­ность) — показатель того, насколько хорошо предлагаемый тест определяет то, для чего он предназначен. Существуют различные категории валидности — по содержанию, по корре­ляции с независимым внешним критерием (например, с клини­ческим диагнозом заболевания), по конструкции теста и др.— все эти категории излагаются в специальных руководствах [Психологическая диагностика…, 1981]. Определение валидно­сти личностных опросников составляет особо трудную задачу. Например, MMPI снабжен несколькими дополнительными шка­лами, предназначенными для оценки валидности результатов; этими шкалами оценивается то, насколько испытуемый небре­жен, дает ли он намеренно неверные ответы и т. п. Подобные шкалы имеются также в Патохарактерологическом диагности­ческом опроснике (ПДО) для подростков: шкала О (число от­казов)— показатель негативного отношения к исследованию; шкала Д — диссимуляции, т. е. показатель стремления скрыть свои истинные отношения к рассматриваемым проблемам; шкала Т — степень откровенности. В тех случаях, когда метод психологической диагностики в области медицинской психоло­гии решает задачу классификации (например, отнесение боль­ного к какому-либо типу), данный метод должен быть оценен в отношении следующих показателей его валидности.

1. Необходимо уточнить, в каком проценте случаев с по­мощью данного теста можно получить определенный диагно­стический ответ при обследовании того контингента, где этот ответ был получен клиническим методом. Например, в отноше­нии ПДО этот показатель указывает, в каком проценте слу­чаев определен какой-либо тип характера из общего числа об­следованных, у которых этот тип должен был бы быть опреде­лен (в данном случае из числа подростков, у которых клини­ческим методом диагностированы разные типы психопатий или акцентуаций характера). Установлено, что в случаях акцентуа­ций характера их тип с помощью ПДО диагностируется в 86 % [Александров Ар. А., Богдановская Л. Б., 1976], при психопа­тиях— в 96% [Озерецковский С. Д., Эйдемиллер Э. Г., 1976], при неврозах в подростковом возрасте, как правило, развивающихся   на   фоне   акцентуаций,— в   89 %    [Доброгаева   И.   В., 1980].

2. Следует установить процент ошибочных определений. Например, в отношении ПДО это будет процент расхождений диагнозов типа с помощью данного метода и определения ти­пов характера у тех же испытуемых клиническим методом. Ошибка диагностики типов с помощью ПДО составляет в сред­нем 18%—от 13 до 26% при разных типах психопатий и ак­центуаций [Иванов Н. Я- и Личко А. Е., 1981].

3. Важно разработать дополнительные показатели, которые бы указывали на большую вероятность ошибочного определе­ния в каждом отдельном случае. Например, ПДО снабжен до­полнительными шкалами диссимуляции и негативного отноше­ния, но высоким показателям судят о большей вероятности ошибки диагностики. В методе определения уровня невротиза-ции и психопатизации (УНП) имеется шкала лжи.

Надо заметить, что разработка диагностических тестов в медицинской психологии должна основываться не только на сравнении результатов обследуемой группы больных с кон­трольными исследованиями па здоровых того же возраста, пола п т. д., но и путем сопоставления с результатами, полу­ченными у других групп больных со сходными картинами за­болевания,— с теми, с кем обычно приходится осуществлять дифференциальную диагностику клиническими методами. Например, если с помощью какого-либо теста стремятся выявить нарушения мышления, свойственные больным шизофренией, то валидность такого теста оценивается не только путем сравне­ния результатов у этих больных и у здоровых испытуемых, но и у больных с психозами па почве резидуального органиче­ского поражения головного мозга, при шизоидных психопатиях и др. [Зейгарник Б. В., 1969; Поляков Ю. Ф., 1972]. Без этого валидность теста резко бы упала.

При адаптации зарубежных методов исследования личности этот процесс не может ограничиваться только их переводом с другого языка (даже высококачественным с самым тщатель­ным редактированием) или заменой и исключением части те­ста, отражающей явно иные социально-культуральные особен­ности популяции, на которой был разработан оригинальный тест. Необходима новая всесторонняя проверка теста на на­дежность и валидность на той популяции, для которой он адап­тируется.

Большая часть адаптированных тестов, включая MMPI, еще недостаточно валидизирована [Березии Ф. Б., Мирошни­ченко М. П., Рожанец Р. В., 1976]. Труд, который необходимо затратить на валидизацию адаптированного опросника, не мно­гим уступает тому, который требуется на разработку и вали­дизацию опросника оригинального.

ретесты – предыдущая | следующая – анамнез

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание