/     /  
Глава 8. Соматонозогнозии при поражениях некоторых органов чувств

Глава 8. Соматонозогнозии при поражениях некоторых органов чувств

Органы слуха и зрения, являясь важным звеном в системе анализаторов, способствуют познанию человеком окружающей действительности и формированию на этой основе отношения к ней. Нарушения их функций создают трудности в поддержании необходимых контактов с внешним миром. Этими факторами и обуславливается психологическая значимость расстройств и особенно полной утраты функций этих важнейших органов чувств.

Психология больных с утратой слуха. Личностные реакции на снижение (утрату) слуха весьма полиморфны. Существенную роль в формировании соматонозогнозий приобретает значимость слухового анализатора в жизни человека. Общеизвестно наличие областей деятельности, при которых бесспорно и несомненно господство слухового анализатора, – восприятие речи, музыки, всякого рода звуковой сигнализации [Соловьева А. И., 1972]. Иллюстрацией этого может, в частности, служить Гейлигенштадское завещание Бетховена от 6 октября 1802 г., в котором он писал: «Я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз подтверждение моего увечья». Приблизительно к осени 1815 г. Бетховен почти совершенно оглох. Его врач Брининг отметил: «Вы не верите, какое неописуемое, ужасное впечатление произвела на него усиливающаяся глухота» [Юрман И. А., 1927]. Особенности психологических сдвигов, обусловленные нарастающей глухотой, зависят от доминирующей роли слуха в профессиональной деятельности.

Начинающаяся глухота всегда вызывает мучительные переживания больных по поводу своей физической неполноценности [Кузнецов О.Н., Лебедев В.И., 1972]. При глухоте, особенно возникающей в зрелом возрасте, появляются затруднения в общении с окружающими, могут наблюдаться раздражительность, обидчивость, настороженность, недоверчивость, подозрительность. Тугоухие обычно скрывают свой недостаток полагая что окружающие будут смеяться над ними как плохо слышащими [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976]. На становление соматонозогнозий оказывают влияние одно- или двустороннее выключение слуха, а также особенности течения заболевания.

При внезапном остром двустороннем снижении слу­ха или полной его утрате (например, при травмах) личностная реакция вначале не имеет самодовлеющего значения, она выступает в контексте с другими проявле­ниями патологического состояния. Но спустя непродол­жительное время — несколько часов, реже дней, начи­нает отчетливо прослеживаться реакция больного на расстройство слуха. Свое внешнее выражение она находит в явлениях недоумения, тревоги, насторожен­ности, беспокойства в связи с тем, как долго будет продолжаться снижение слуха, его утрата. В дальней­шем по мере проведения лечения стрессовое со­стояние сменяется адаптацией к расстройствам слуха с надеждой на его восстановление. Поэтому больные активно участвуют в лечебном процессе. При недоста­точной эффективности лечения, сохранении неполно­ценности слуха происходит формирование психологи­ческих механизмов приспособления к окружающему, выработка новых форм и навыков трудовой деятельно­сти. Все это ведет, как известно, к усилению компен­саторной деятельности других анализаторов (напри­мер, зрения).

При болезненных состояниях, приводящих к посте­пенному и неуклонному снижению слуха с последую­щей глухотой, нарастают мучительные переживания своей неполноценности. Стрессовое состояние в таких случаях характеризуется выраженностью травмирую­щих переживаний и их устойчивостью, инертностью Приспособление к глухоте, выработка новых форм вза имоотношений с окружающими затруднены.

Это указывает на предпочтительную заинтересован­ность в структуре соматонозогнозий социально-пси­хологического уровня личности.

В начальной стадии заболевания преобладают нор­мосоматонозогнозии, но по своим проявлениям они имеют особенности в зависимости от типа течения па­тологического процесса. Так, при остро возникающей двусторонней потере слуха наблюдается состояние стресса. При замедленном снижении слуха происходит постепенное нарастание переживаний и опасений глухоты. Гиперсоматонозогнозии возникают преимущественно при остром течении патологического процесса.

В ходе лечения отчетливо прослеживается адаптация к физическому дефекту. В зависимости от эффективности терапии выработка психологических приспособительных механизмов в одних случаях происходит относительно быстро, а сама адаптация приобретает устойчивый характер, в других – она не наступает вовсе или слабо выражена. Все это обуславливает полиморфизм структуры соматонозогнозий. Среди больных с постепенным развитием глухоты нередко наблюдается тенденция к сокрытию своего физического дефекта по типу диссоматонозогнозии.

При хроническом течении заболевания с развивающейся глухотой важная роль отводится реабилитационно-восстановительным вмешательствам. Психологическое значение при этом приобретает выработка приспособительных механизмов к новым условиям жизни и деятельности. Здесь наряду с нормосоматонозогнозиями, занимающими преобладающее положение, возможны и гиперсоматонозогнозии (больные, преимущественно молодого возраста, охвачены смятением, тревогой, безысходностью своего положения). В этой стадии особенно выступает роль личностных качеств, которые способствуют возникновению не только крайних вариантов соматонозогнозий, но и патологических типов реагирования, преимущественно в виде депрессивных состояний.

Стоматологические больные – предыдущая | следующая – Потеря зрения

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)