5. Учение и теория учения
Понятие «учение» не имеет однозначного определения и исходит из отдельных теоретических концепций. Относительно долго на рассуждения и теоретические предпосылки исследования учения оказывали влияние эксперименты Эббингхауза из области мнемонического учения, касающегося в особенности усвоения вербального материала, запоминания (см. ниже).
Под влиянием психологов-бихевиористов, которым при наблюдении за поведением животных учение представлялось одной из основных проблем, целая группа психологов полагала, что при обучении в сущности речь идет об «изменении в способностях, в поведении и знаниях, появляющихся вследствие тренировки, следовательно, вследствие одномоментного или многократного повторения материала» (Баркоци Йлоне, Путноки Ене, 1972). В общем учение в этом смысле следует понимать как изменение способностей, выражающееся в том, что предыдущая деятельность оставляет прочные последствия, влияющие на последующую деятельность.
Совершенно по-другому понимает учение советская психология обучения, наиболее ярким представителем которой является А. Н. Леонтьев. Он понимает обучение животных в основном как процесс приобретения индивидуального опыта. Организм учится вседствие того, что он адаптируется к условиям своей жизненной среды. В отличие от того человеческое обучение напоминает скорее процесс активного воздействия на окружающую среду, чем приспособление к ней. Человек учится вследствие того, что он присваивает общественно-исторический опыт человечества, опредмеченный в продуктах человеческого труда, что он овладевает общественными, исторически возникшими формами и способами деятельности и переводит, интериоризирует их в деятельности внутренние, духовные, психические.
Большим вкладом в психологию учения явилось физиологическое учение Павлова о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в сущности старался найти физиологическое объяснение основного понятия ас- соционистической психологии – ассоциации, соединения представлений, прочного соединения двух содержаний. Он разработал общеизвестный гениальный метод классических условных рефлексов. Суть его заключается в том, что одновременно или с небольшим опережением, с биологически важным безусловным раздражителем, за которым следует биологически безусловная реакция (при приеме пиши выделяется слюна; на укол иглой организм отвечает мгновенно защитным рефлексом), соединяется биологически инертный, не имеющий значения раздражитель (например, звуковой или световой сигнал). После многократного повторения этого условного, неадекватного раздражителя с безусловным раздражителем (пищей) бывает достаточно только светового или звукового сигнала для того, чтобы появилась реакция слюноотделения и при отсутствии безусловного раздражителя (пищи). Собака выделяет слюну, как только появляется сигнал, который ничего общего не имеет с самим рефлексом слюноотделения.
Образование условных реакций и связей является учением. Речь идет в сущности о сигнализации последующих биологически важных реакций. Однако условный рефлекс необходимо время от времени поддерживать применением безусловного раздражителя для того, чтобы не наступило угасание условной, наученной реакции – условная связь в противном случае перестала бы иметь биологический смысл. Интересно, что созданные связи и после «угасания» латентно еще сохраняются. Если бы мы после какого-нибудь интервала времени применили опять условный раздражитель, то условная реакция появится без усилий – произойдет «спонтанное восстановление».
Однако с помощью классического метода условных рефлексов можно вырабатывать не только условные двигательные и сенсорные реакции, но и эмоциональные (известны, например, опыты Миллера с испугом крыс). Этот факт подтверждается также опытом с генерализирующимися невротическими фобиями: больной, который упал в обморок в операционной, испугавшись операции, падал в обморок и при виде белого халата в парикмахерской.
Выработка классических условных рефлексов, однако, не является единственным способом. Торндайк (1889) и Скиннер (1939) в экспериментах на крысах доказали значение так называемых инструментальных, оперантных методов выработки условных рефлексов.
Основное различие между классическим и инструментальным методом выработки рефлексов заключается в проблемной ситуации «научиться» связи между целью и средством, инструментом. Кошка Торндайка, запертая в клетке, добралась к пище, лежащей перед клеткой, вначале таким образом, что случайно нажала на механизм, открывающий дверцу. В каждом последующем эксперименте уменьшалось число излишных нервных движений вплоть до того, что, наконец, она научилась пользоваться механизмом сразу после того, как ее сажали в клетку. Аналогичным образом крысы в экспериментах Скиннера научились добираться к пище, надавливая на кнопку.
Следовательно, имеется принципиальное различие между классическим и инструментальным методом выработки условных рефлексов, заключающихся прежде всего в том, что при классическом методе реакци не ставится как проблема. Можно было бы сказать, что речь идет о механическом, самопроизвольном, спонтанном учении, в то время, как при инструментальном методе учения появляется проблемная ситуация, необходимость найти связь между средством и целью, требующая активного участия подопытных животных.