canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Лабиринтный метод учения. Видоизменение инструментального метода учения представляет собой лабиринтный метод учения.

II. Гностические процессы (продолжение)

Следующие важные компоненты процесса учения открыло извест­ное видоизменение инструментального метода учения, так называемый лабиринтный метод учения. Наиболее часто встречающиеся типы лаби­ринтов имеют форму букв Т, У или форму шахматной доски, улитки и т. п. Исследование в лабиринте имеет преимущество, заключающееся в том, что меру сложности изменений раздражителей здесь можно точно определять, имеется возможность сравнивать также реакции индивидов низшего и высшего классов и т. п. Иеркс например, доказал, что и до­ждевых червей после ста опытов можно «научить» избегать одного пле­ча лабиринта, имеющего форму Т, в котором они подвергались раздра­жению электрическим током.

При лабиринтном методе изучения всегда речь идет по существу о дискриминационной реакции, о выборе решения в проблемной ситу­ации. Ввиду того, при этом необходимо научиться в разных «решающих пунктах» производить целую серию движений, чтобы таким путем дой­ти к цели (к пище, избежать удара и т. п.) – говорят о так называемом се­рийном учении.

Мы наметили лишь некоторые подходы к проблематике учения, ко­торая со времени ассоцианизма, первичного бихевиоризма и условных рефлексов разрослась в многочисленные экспериментальные исследова­ния и теоретические концепции.

В современном бихевиоризме преобладают концепционистические теории (связи между стимулами и реакциями). Видными представителя­ми этих теорий являются Р. Гутрие и Эстес. Другие конпепционисты ис­ходят скорее из теории закрепления и из работ Торндайка и Скиннера (см. Работы К. Л. Галла, Спенса, и др.).

Познавательная теория, основанная первоначално на гештальтпси- хологии и на работах Келера и Левина, нашла свое отражение в учении Толмана о поведении как деятельности, направленной к цели и особенно в теории Ч. К. Осгуда, различающей в учении две фазы: в первой фазе решается вопрос о том, какие импульсы имеют значение для организма и становятся символами или знаками, в то время как во второй фазе организм меняет свое отношение к среде при помощи инструментальной реакции.

Рис. 20 Схема физиологического влияния мотивации.

Следующую группу теоретических концепций учения представляет кибернетическое понимание, особенно теория информации.

Оригинальным является понимание Пиаже, стоящее в стороне от этих больших теорий учения; оно стремится избежать как опасности ме­ханистического понимания, так и недостаточного акцентирования активности индивида в процессе учения; Пиаже в частности разработал сенсорно-моторную схему деятельности ассимиляционной и аккомода­ционной способности организма. Этим он, по нашему мнению, значи­тельно приблизился к адаптационной теории Леонтьева и к концепциям советской психологии вообще.

Сложность проблематики учения проявится еще более отчетливо, если обратить внимние на отдельные его компоненты с разных точек зрения: при этом возникают проблемы целенаправленного и непроиз­вольного спонтанного учения; проблемы двигательного учения (напри­мер, ходьба, более грубая и тонкая моторика); сенсорное и сенсомотор- ное учение (например, величина предмета, положение в пространстве и т. п.); проблемы вербального учения (мнемоническое учение, понима­ние, учение с помощью понятий и т. д.); проблематика абстракции, гене­рализации, образования связей; проблемы социального учения (общест­венная роль, подражание и т. п.). Наконец, в современной фазе психоло­гического развития на первый план выходят особенно вопросы учения, связанного с мотивацией, интересами, социальными потребностями и т. п.

О некоторых проблемах будет упомянуто в следующих главах. Остальные теории учения имеют большое значение в медицинской пси­хологии. Для иллюстрации можно привести значение учения Павлова для теории неврозов, учение об экспериментальных неврозах или опыты Моссермана, имеющие целью приучить кошек к алкоголю; понимание неврозов (Салливан, Александер и др.) как заучивание нежелательных реакций и т. д. Примером может служить и бихевиоральная психотера­пия (у нас учебная психотерапия Кондаша и др.) и т. п.

условные рефлексы – предыдущая | следующая – забывание
Яндекс.Метрика