Яндекс.Метрика

II. Гностические процессы (продолжение)

4. Память

Энграммы, позволяющие создавать представления, одновременно явля­ются и физиологической предпосылкой памяти, которая тесно связана с воображением. Физиологической основой памяти является пластич­ность нервной системы. Также и между отдельными энграммами возни­кают связи.

Новейшие исследования приносят доказательства того, что с обра­зованием отпечатков связана концентрация и структура рибонуклеино­вой кислоты (РНК). У червей вида Dugesia dorotocephalea был создан условный рефлекс в лабиринте, имеющем форму буквы «Т» таким обра­зом, что, когда они поворачивали в один рукав лабиринта, они всегда получали электрический разряд, а в другой рукав они вползали беспре­пятственно. Черви «научились» ползти туда, где была «свободная доро­га», и сохраняли этот рефлекс и после того, как электрический ток был отключен. После образования этого рефлекса черви были разрезаны на две половины и через некоторые время они регенерировали, как с голов­ного, так и с хвостового конца. В обеих группах сохранился условный рефлекс. Авторы эксперимента Корнинг и Джон затем модифицировали эксперимент так, что после перерезки они содержали червей в воде с низ­кой концентрацией рибонуклеазы, которая нарушает или изменяет структуру вновь образующейся РНК. Это действие проявилось именно у тех индивидов, которые регенерировали из хвостового конца, где, естественно, перед перерезкой условная связь не была закодирована. Ре­зультатом эксперимента явился тот факт, что черви, регенерировавшие при этих условиях из хвостового конца, не имели в лабиринте условной связи.

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение (репро­дукция, которая предполагает узнавание) прежнего содержания нашего опыта. Все традиционные психологи различают в процессе памяти три «механизма», три «фазы», «компонента» и т. п.

1.  Запоминание (рецепция, импрегнация).

2.  Сохранение, удержание памяти (ретенция).

3.  Воспроизведение (репродукция).

Запоминание – это способность принимать новые импульсы (вос­приятия, мысли, опыт). В старости она очень ограничена. Способность к запоминанию снижают, например, травмы головы и ряд заболеваний. Способность к запоминанию весьма выражена у детей, но способность к сохранению у них слабее.

Сохранение памяти – это способность удержать, сохранить знания и сведения. Когда мы говорим о хорошей или плохой памяти, то, как правило, мы имеем в виду способность отдельного лица удержать на­дежно количественно большой объем сведений, понятий, представлений, определений, опыта и т. п. Сохранение памяти у старых людей касается только более старого опыта, который тем глубже погружается в детский возраст, чем менее выражена способность к запоминанию новых сведе­ний.

М. Фарадей в последние годы жизни имел настолько нарушенную память, что забыл о том, что он открыл и снова работал над своим от­крытием и вновь открыл ту же вещь. Память была расстроена более глу­боко, чем творческий интеллект.

Воспроизведение памяти (репродукция) – это способность помнить и обновить (репродуцировать) определенное содержание сознания. Вос­произведение усиливает или ослабляет ряд факторов: утомление, силь­ное возбуждение, алкоголь, кофеин, отдых.

Но разделение процесса памяти на вышеописанные три фазы явля­ется лишь методическим вспомогательным средством для анализа про­цесса памяти. К нему присоединяется, как правило, и процесс узнавания, который отличается от процесса воспроизведения тем, что при воспро­изведении речь идет об искомом содержании, а узнавание начинается с данного содержания.

Воспроизведение: А дается в качестве раздражителя и опять позна­ется А.

Подсознательный плагиат, например, является воспроизведением без узнавания.

Память нельзя ограничить лишь только этими тремя или четырьмя компонентами. Наш ежедневный опыт свидетельствует о том, что, на­пример, стадия запоминания предполагает уже сохранение, а обычно и необходимость воспроизвести сохраняющийся опыт и содержание па­мяти. Одновременно принимает в этом участие и мышление и т. п.

В процессах памяти речь идет о мнемотехнической способности, об общей биологической способности живой материи создавать в пластиче­ской нервной системе систематически прочные и длительные связи.

Что касается видов памяти, то здесь мы различаем:

а) память двигательную (она проявляется способностью репродуци­ровать движение и поведение. Она является основой умения и привычек: сравни, например, умывание по утрам и одевание);

б) наглядную (чувственную) память;

в) эмоциональную (аффективную) память;

г) логическую память, в противоположность ;

д) механической памяти, которая не связывает материал логически­ми связями, а довольствуется механическим запоминанием.

Так же как и при восприятии и воображении, мы можем и в данном случае говорить о типах памяти (визуальная, акустическая и т. п.).

Что касается качества памяти, то память отдельных лиц отличает­ся:

а) быстротой запоминания;

б) длительностью сохранения в памяти;

в) объемом запечатленного материала;

г) точностью запечатленного материала;

Индивидуальное значение определенного явления или события или определенной области реальности, начиная уже от ориентировочных ре­флексов у животных, удовлетворение потребностей и пластичность цен­тральной нервной системы являются важными предпосылками процес­сов памяти. У человека – понимание, узнавание являются существенным условием запоминания, когда речь идет о возможности запоминания. Совершенно другие факты наблюдаются, например, у насекомых. Со­ветский исследователь В. А. Вагнер изучал «память» шмелей; А. Бете за­нимался изучением «памяти» пчел. Они установили, что достаточно только переместить гнездо или улей на полметра или на метр и насеко­мое уже не может его найти. Следовательно, в этом случае речь идет не о фактической памяти, а о топографической. Но при этом остался нере­шенным другой вопрос: не идет ли здесь речь о специфическом органе чувств или направления, или ориентации.

Запоминание может быть непроизвольным или произвольным, це­ленаправленным; в таком случае по сути имеет место процесс учения (в более узком смысле слова).

фантазия – предыдущая | следующая – условные рефлексы