canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Фантазия. Типы фантазий.

II. Гностические процессы (продолжение)

3. Воображение (фантазия)

Оно представляет собой творческие грезы, преобразование представле­ний, отражающих реальность, и одновременно оформление и создание новых воображаемых связей. Физиолог Гельмгольц, математик Пуанка­ре, Россман (изучавший творческую фантазию нескольких сот изобрета­телей) пришли к общему заключению, что настоящие творческие мысли (вдохновение) возникают чаще всего после усиленной работы в период разрядки.

Однако художественная или научная фантазия представляет собой очень сложный процесс. В динамическом и диалектическом равновесии, в гармонии и в противоречиях в нем содержится творческое усилие, не­обыкновенно живая и конкретная точка зрения, верная память, интен­сивная аналитико-синтетическая деятельность, страстная эмоциональ­ная увлеченность, одновременное внимание к деталям и видение общего и прежде всего замысел, осуществляемый при помощи систематического упорного и сосредоточенного труда.

Фантазия требует уже обобщения, типизации и схематизации вооб­ражения. Художественное произведение типизирует при сохранении ин­дивидуального характера («Красноармеец» Маковского является ти­пом, но одновременно он сохраняет индивидуальные черты).

Фантазия – это создание новых воображаемых связей на основе эм­пирической материи предыдущих впечатлений. Различают фантазию: а) воссоздающую и б) творческую.

Воссоздающая (реконструктивная – регистрационная) фантазия соз­дает цепь представлений на основе данной схемы (чтение географиче­ской карты, эпигоны).

Творческая фантазия создает оригинальные, новые связи воображе­ний и мыслей. Это предполагает сначала диссоциацию, разрушение ста­рых связей. И только на их обломках создаются новые связи. Поэтому каждый великий творец обычно сталкивается с временным непонимани­ем современников, привыкших к схемам (сравни: Бетховен, Сметана, Маха, Яначек и т. д.).

Наглядно может иллюстрировать фантазию как новые связи пред­ставлений поэзия. (В качестве примера приведем отрывок из произведе­ний И. Горы: «Остановите свой бег, ветренные дни, поставьте на траве свои шатры; рука, раздвинувшая тишину, платком тьмы омоет мои ра­ны». Здесь имеется необычная оригинальная связь бегущих ветренных дней, которые поэт хотел бы остановить для того, чтобы отдохнуть как в шатре на травянистом лугу в целительной тишине – опять оригиналь­но представляемой в подобии нежной руки, омывающей глубокую рану.)

Очень большое теоретическое значение для изучения фантазии, сна и творческой деятельности имеет исследование галлюциногенов.

 

ассоциативные методы – предыдущая | следующая – память
Яндекс.Метрика