/     /  
Тревога

Тревога

8. Страх и тревога

Больной не понимает ряда своих ощущений, не способен оценить свои жалобы и симптомы, свои знания о болезнях использует несоразмерно. Поэтому опасения, страх и тревога являются значительными факторами в аутопластической картине его болезни. С точки зрения времени неуве­ренность и страх касаются:

  1. Настоящего, причем это формулируется в виде вопроса: «Что со мной происходит?»
  2. Будущего, когда страх выражается словами: «Что меня ждет?» Так же как и при боли, иногда страх оказывает на больного положитель­ное, но чаще отрицательное влияние. Положительное влияние страха за­ключается в том, что он предупреждает об опасности, вытекающей из болезни или из поведения, которое могло бы вызвать болезнь (напри­мер, страх заболеть половой болезнью) или ухудшить ее (например, страх перед провокацией эпилептического приступа напоминает больно­му эпилепсией о необходимости воздержания от алкоголя). Страх перед последствиями болезни является наиболее часто тем мотивом, который приводит больного к врачу для медицинского обследования.

Отрицательное значение страха и тревоги проявляется в нескольких направлениях. Поскольку эти эмоции очень часто бывают с выраженны­ми вегетативными признаками, особенно сосудистого характера, следст­вием их может явиться ухудшение существующего заболевания. Напри­мер, чувство страха может вести к повышению артериального давления при гипертонической болезни и тем самым повышать опасность разви­тия осложнений.

Страх перед обследованием и перед болезненными манипуляциями мешает больному подвергнуться этому обследованию. Может даже на­блюдаться манкирование лечебной помощью, с чем, например, часто встречаются стоматологи у своих больных. Страх осложняет и ход об­следований: повышение артериального давления и тахикардия могут ве­сти к ошибочному диагнозу («гипертоническая болезнь», «миокардит»); повышенный тонус делает невозможной релаксацию живота, при иссле­довании рефлексов в неврологии, при введении желудочного зонда. Ча­сто вызванная страхом защитная реакция затрудняет стоматологическое вмешательство (больной удерживает врача руками).

Страх больного, вызванный мыслью о том, что он страдает тяже­лым заболеванием, иногда приводит к так называемому «поведению страуса», отвержению: больной страшится узнать правду о болезни и избегает исследования. Иногда он бывает амбивалентным: соглашает­ся на обследование, но не доводит его до конца, преждевременно преры­вая. В большинстве случаев такие ситуации можно решить спокойным и энергичным поведением врача и медицинской сестры: иногда бывает необходимо искать путем более подробного анамнеза причины страха, изучить личность больного и произвести более тщательную психотера­певтическую подготовку вмешательства.

В область страха, опасений и тревоги, испытываемого больным, нас иногда приводит простой вопрос, задаваемый пациенту: «А что вы сами думаете о своей болезни?»

Тревога – это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем субъект не знает, что вызывает страх. Это страх перед неопределен­ной и неизвестной опасностью; говорят также о «свободно надвига­ющейся тревоге». Переходом между тревогой и страхом является также состояние беспокойства, которое постепенно сливается все более опреде­ленно со страхом за свою жизнь, со страхом смерти. Разговор с больным на тему «тревога» часто происходит так, что больной сообщает врачу, что он боится. Врач спрашивает: «Чего вы боитесь? Больной: «Не знаю, испытываю какую-то тревогу, какое-то беспокойство».

Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными сим­птомами: тахикардией, сначала затаенным, а затем учащенным дыхани­ем, бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту. В гормо­нальной и биохимической области происходит стрессовая реакция.

При некоторых заболеваниях наблюдается состояние тревоги, кото­рое является не психической реакцией, а первичным симптомом, напри­мер, при грудной жабе, инфаркте миокарда, остром отеке легких, легоч­ной эмболии. В этих случаях очевидна связь между внезапной биологи­ческой угрозой и состоянием тревоги.

Источники страха

Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, испытывают страх перед неизвестной ситуацией, они еще не способны отличить не име­ющих значение обстоятельств от более серьезных. Здесь действует определенная индивидуальная готовность к развитию реакции страха, особенно врожденная. Одни дети уже с рождения имеют очень живой рефлекс боязни, другие реагируют менее бурно.

Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители, за­частую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил, предостерегают его от опасных сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличен­ных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не полу­чил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение связано с так называемым гиперпротективным воспитанием.

Иногда родители рассказывают страшные истории и сказки, вызы­вающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном; следовательно, такие рассказы могут спо­собствовать развитию никтофобии – навязчивой боязни темноты. Неза­метно можно усилить готовность к развитию страха, если в присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.

Подавление боли – предыдущая | следующая – Признаки страха

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)