canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Признаки страха у детей и взрослых. Выявление признаков страха.

I. Психология больного

Сознательно родители пугают своих детей в тех случаях, если они имеют небольшой авторитет и пытаются укрепить его устрашением: грозят детям больницей, инфекциями и врачом, если дети не будут слу­шаться. Врач в качестве источника боли и страха здесь должен заменить ирреальные и фантастические «авторитеты страха» из старых времен: драконов, волшебников и чертей. Иногда как исключение, не видя друго­го выхода, врач или сестра усиливают свой авторитет у больных и труд­но воспитуемых детей, пугая их. Это является доказательством слабого психологического и психотерапевтического уровня медицинских работ­ников.

К наиболее существенным источникам страха перед лечением и пе­ред врачами у детей и у взрослых относится собственный опыт общения с медицинскими работниками, неприятные переживания, связанные с об­следованием и лечебными манипуляциями. Некоторые примеры из этой области приведены в главе об ятрогении.

Что касается связи между информированностью больных и стра­хом, то здесь имеются различные варианты:

а) информированность (медицинская сознательность) очень низкая. Больной боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В наших условиях он встречается скорее у отдельных лиц и групп из менее развитых областей и слоев населения, например, у некоторых лиц цыганского происхождения. С выравнивани­ем уровня культуры и цивилизации это явление уменьшается. Такой вид страха можно уменьшить тем, что больной после доступного и понятно­го разговора с врачом поговорит о том, что его ждет, с другим больным, уже перенесшим подобную манипуляцию; используют энергичное и ав­торитетное внушение; в общем с таким больным обращаются так, как с устрашенным ребенком;

б) больной имеет некоторые, неполные сведения и частичные знания о своей болезни, но объясняет их искаженно. Например, при диагнозе «артериосклероз» больному известно из учебника, что при этом заболе­вании наступает деменция, и поэтому он испытывает мучительный страх, чо он «тотально поглупеет». У другого больного при одном об­следовании обнаружили повышенный основной обмен, что он объяснил себе как доказательство явного тиреотоксикоза; временное колебание кровяного давления в смысле повышения понимает как симптом гипер­тонической болезни. В данных случаях речь идет о страхе от полу­знаний;

в) страх от одностороннего, хотя и правильно оцениваемого опыта. Примером может служить страх патологоанатома перед инфарктом миокарда, обусловленный тем, что патологоанатому лучше других на основании собственного опыта известно о смертельном конце этого за­болевания. Этот пример и другие наблюдения, приведенные в главе о больном враче, показывают, что даже специальные знания не защища­ют от индивидуально искаженного переживания болезни;

г) страх имеет серьезное объективное основание, например, при зло­качественном новообразовании. С психологической точки зрения такие ситуации являются самыми тяжелыми для медицинского персонала. Не­обходимо уяснить себе, что больной потребует тем больше психической поддержки и человеческого участия, чем больше ограничены возможно­сти медицинской помощи. В другом месте мы коснемся вопроса об озна­комлении больного с диагнозом и о характере медицинских заключений, что тесно связано с вышесказанным;

д) если больной психически уравновешен, не страдает ни депрессив­ными, ни гипохондрическими наклонностями («нормальное отношение к болезни» по Вондрачеку), то реальные сведения о болезнях, их лечении и профилактике сообщают такому больному спокойствие и уверенность, подготовливают его психически к различным возможностям угрозы для здоровья, а в крайних случаях, когда он узнает или почувствует безвы­ходность ситуации, ведут его к мужественному примирению с тяжестью состояния. Такой человек нередко бывает способен сам себе разумно и без промедления оказать первую помощь, например, при кровотече­нии, и сразу же после этого помочь и другим больным. Он способен успокоить людей, которых постигло несчастье или находящихся под угрозой, например, при массовом происшествии, дорожной катастрофе, при пожаре, тревоге, и поможет предотвратить панику.

Физические признаки страха и тревоги

У детей признаки страха бывают выражены уже в мимике, но старшие дети и особенно взрослые способны справляться со страхом, отрицают его в ответ на вопрос, не испытывают ли они страха. Психологические исследования показали (218), что у детей, которые утверждали, что они не испытывают страха, увидев шприц для инъекций, было отмечено повышение артериального давления (примерно на 10 мм рт. ст.), ускоренный пульс и дыхание. Другими физическими признаками страха являются пониженная моторика, при интенсивном страхе и ужасе психомотор­ное беспокойство, передвижения и перебежки, повышенный мышечный тонус, дрожание и тик, холодный пот, расширенные зрачки, подавление слюноотделения, бледность в результате спазма сосудов, гиперглике­мия, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.

Профилактика страха

А. Она начинается при воспитании, когда лишний раз не фиксируют внимание ребенка на неприятных сторонах обследования и лечения. Считаются с различной индивидуальной чувствительностью детей к этим импульсам. Не требуем послушания детей запугиванием в семье, а тем более в медицинском учреждении. Используем ясли, детские сады и школы для эффективного и доступного пониманию детей медицинско­го воспитания, в особенности культивированием необходимых навыков.

 

 

Яндекс.Метрика