8. Страх и тревога
Больной не понимает ряда своих ощущений, не способен оценить свои жалобы и симптомы, свои знания о болезнях использует несоразмерно. Поэтому опасения, страх и тревога являются значительными факторами в аутопластической картине его болезни. С точки зрения времени неуверенность и страх касаются:
- Настоящего, причем это формулируется в виде вопроса: «Что со мной происходит?»
- Будущего, когда страх выражается словами: «Что меня ждет?» Так же как и при боли, иногда страх оказывает на больного положительное, но чаще отрицательное влияние. Положительное влияние страха заключается в том, что он предупреждает об опасности, вытекающей из болезни или из поведения, которое могло бы вызвать болезнь (например, страх заболеть половой болезнью) или ухудшить ее (например, страх перед провокацией эпилептического приступа напоминает больному эпилепсией о необходимости воздержания от алкоголя). Страх перед последствиями болезни является наиболее часто тем мотивом, который приводит больного к врачу для медицинского обследования.
Отрицательное значение страха и тревоги проявляется в нескольких направлениях. Поскольку эти эмоции очень часто бывают с выраженными вегетативными признаками, особенно сосудистого характера, следствием их может явиться ухудшение существующего заболевания. Например, чувство страха может вести к повышению артериального давления при гипертонической болезни и тем самым повышать опасность развития осложнений.
Страх перед обследованием и перед болезненными манипуляциями мешает больному подвергнуться этому обследованию. Может даже наблюдаться манкирование лечебной помощью, с чем, например, часто встречаются стоматологи у своих больных. Страх осложняет и ход обследований: повышение артериального давления и тахикардия могут вести к ошибочному диагнозу («гипертоническая болезнь», «миокардит»); повышенный тонус делает невозможной релаксацию живота, при исследовании рефлексов в неврологии, при введении желудочного зонда. Часто вызванная страхом защитная реакция затрудняет стоматологическое вмешательство (больной удерживает врача руками).
Страх больного, вызванный мыслью о том, что он страдает тяжелым заболеванием, иногда приводит к так называемому «поведению страуса», отвержению: больной страшится узнать правду о болезни и избегает исследования. Иногда он бывает амбивалентным: соглашается на обследование, но не доводит его до конца, преждевременно прерывая. В большинстве случаев такие ситуации можно решить спокойным и энергичным поведением врача и медицинской сестры: иногда бывает необходимо искать путем более подробного анамнеза причины страха, изучить личность больного и произвести более тщательную психотерапевтическую подготовку вмешательства.
В область страха, опасений и тревоги, испытываемого больным, нас иногда приводит простой вопрос, задаваемый пациенту: «А что вы сами думаете о своей болезни?»
Тревога – это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем субъект не знает, что вызывает страх. Это страх перед неопределенной и неизвестной опасностью; говорят также о «свободно надвигающейся тревоге». Переходом между тревогой и страхом является также состояние беспокойства, которое постепенно сливается все более определенно со страхом за свою жизнь, со страхом смерти. Разговор с больным на тему «тревога» часто происходит так, что больной сообщает врачу, что он боится. Врач спрашивает: «Чего вы боитесь? Больной: «Не знаю, испытываю какую-то тревогу, какое-то беспокойство».
Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными симптомами: тахикардией, сначала затаенным, а затем учащенным дыханием, бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту. В гормональной и биохимической области происходит стрессовая реакция.
При некоторых заболеваниях наблюдается состояние тревоги, которое является не психической реакцией, а первичным симптомом, например, при грудной жабе, инфаркте миокарда, остром отеке легких, легочной эмболии. В этих случаях очевидна связь между внезапной биологической угрозой и состоянием тревоги.
Источники страха
Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, испытывают страх перед неизвестной ситуацией, они еще не способны отличить не имеющих значение обстоятельств от более серьезных. Здесь действует определенная индивидуальная готовность к развитию реакции страха, особенно врожденная. Одни дети уже с рождения имеют очень живой рефлекс боязни, другие реагируют менее бурно.
Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители, зачастую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил, предостерегают его от опасных сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличенных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не получил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение связано с так называемым гиперпротективным воспитанием.
Иногда родители рассказывают страшные истории и сказки, вызывающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном; следовательно, такие рассказы могут способствовать развитию никтофобии – навязчивой боязни темноты. Незаметно можно усилить готовность к развитию страха, если в присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.