/     /  
Явная и скрытая акцентуации характера

Явная и скрытая акцентуации характера

В зависимости от степени выраженности нами совместно с А. А. Александровым было выделено две степени акцеитуации ха­рактера — явная и скрытая [Патологические нарушения…, 1973].

Явная акцентуация. Эта степень относится к крайним вари­антам нормы. Здесь налицо довольно постоянные черты определен­ного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведе­ния от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты обследования с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника…» (1976) позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует удовлетвори­тельной социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. В под­ростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нару­шения социальной адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привыч­ных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблю­дении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с био­графией трудно бывает составить четкое представление об опре­деленном типе. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, проявиться под влиянием тех ситуации и психи­ческих травм, которые опять же предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и обнаруживаются, то это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Основные типы акцентуаций характера

Предложены две классификации типов акцентуаций — первая была создана К. Leonhard (1968) и видоизменена в новом изда­нии его книги (1976), вторая разработана нами [Личко А. Е., 1977]. Сопоставление этих классификаций приводится ниже.

Типы акцентуаций характера по нашей классификации Типы акцентуированных личностей по К. leonhard (1976)
Гипертимный Гипертимический
Циклоидный Аффективно-лабильный
Лабильный Аффективно-экзальтированный
Тот же Эмотивный
Астеноневротический
Сенситивный Тревожный (боязливый)
Психастенический Педантичный
Шизоидный Интровертированный
Эпилептоидный Возбудимый
Истероидный Демонстративный
Неустойчивый
Конформый
Конформно-гипертимный вариант
конформного
Экстравертированный
Застревающий
Дистимический

В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распро­страненные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б Ганнушкину (1933), а застревающий тип — пара­нойяльному. Оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

Наша классификация предназначена для подросткового возраста — представленные в ней типы описываются ниже.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнако­мыми но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплини­рованности.

В подростковом возрасте главная их черта — почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочета­ется с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружаю­щих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со сто­роны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повсед­невной опекой, нравоучениями и наставлениями, «проработкой» за мелкие проступки, особенно перед сверстниками реагируют крайне бурно. Они плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Зато в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачи­ваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между иногда допуска­емым и всегда запрещенным.

Акцентуации характера – предыдущая | следующая – Гипертимные подростки

Подростковая психиатрия. Содержание.



Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)