Вероятность наступления сердечно-сосудистых заболеваний оказалась наименьшей у членов монашеского ордера траппистов. Уровень заболеваний у этой категории колеблется порядка 1 заболевание на 1000 человек. При посвящении в монашеский чин они дают обет молчания на всю оставшуюся жизнь и общаются с внешним миром только при помощи письменных посланий. Эта форма взаимодействия является наименее эмоциональным способом общения. У монахов-бенедиктинцев (они обычно не разговаривают, но имеют контакты по службе за пределами монастыря), показатели заболеваемости оказались на уровне 3.5 заболевания на 1000 человек. У священнослужителей-бенедиктинцев (им приходится принимать много решений по своей службе, поскольку они посещают школы и больницы) уровень заболеваемости – 7.8 на 1000 человек. Эти различия оказались статистически значимыми (р<0.0001). Короче говоря, чем больше контингент испытуемых включен в принятие решений, тем выше уровень заболеваний сердечно-сосудистыми болезнями.
Мармот и Сим (Marmot, Sym, 1976) изучая японцев, проживающих в Америке и Японии (более 3000 человек) и представителей некоторых других национальностей, обнаружили, что чем сильнее респондент американизирован, тем выше уровень заболеваемости коронарными болезнями. В работе получены следующие показатели по уровням заболеваемости: японцы, проживающие в Японии – 1.8; японцы, проживающие на Гавайях – 3.2; уроженцы Кавказа – 9.8. Короче говоря, чем больше японцы придерживаются английских и американских норм жизни (по сравнению с традиционно японскими образцами поведения), тем выше уровень коронарных заболеваний. Японцы, проживающие в Америке, которые принимают американский образ жизни, имеют показатели сердечно-сосудистых заболеваний, сравнимые с показателями уроженцев Кавказа, проживающих в США. Даже с учетом таких факторов как диета, уровень холестерина в крови, занятие физическими упражнениями, курение, контроль за весом тела, взаимосвязь между аккультурацией к американским нормам жизни и уровнями сердечных заболеваний продолжает оставаться такой же. Одно из возможных объяснений этим данным состоит в следующем. Жесткая ориентация на проявление вежливости в общении (как фактор предсказуемости социального поведения в японской культуре), а так же ориентация на внутри групповую гармонию взаимоотношений, формируют менее стрессогенную среду, чем американский конфронтационный стиль поведения (всегда и во всем быть «отличным» и «выдающимся»). Поэтому американцы больше озабочены достижениями в личной жизни, чем интересами группы.
Возникает вопрос, является ли высокий темп жизни в Соединенных Штатах действительно ответственым за различия данных, приведенных выше. Левайн и Бартлетт (Levine, Bartlett, 1984) показали, что темп жизни на самом деле выше в Японии. Таблица 2.1 дает представление об одном из трех типов измерений, использованном этими исследователями для измерения темпа жизни. Из таблицы видно, что мужчины – японцы и американцы – тратят в среднем 19 и 21 секунду, соответственно, чтобы пройти расстояние 100 футов; женщинам требуется 21 и 25 секунд, соответственно. Это различие в темпе жизни существенно. В таблице дано сравнение в темпе жизни в больших и небольших городах в индустриальных и менее развитых странах. Две другие формы измерения – время, необходимое для оформления почтовых отправлений, и опоздание на заранее обусловленную встречу – оказались аналогичными (японцы более подвижны и аккуратны). При этом все измерения коррелировали друг с другом. Здесь важно отметить, что темп жизни в Японии не является тем фактором, который может служить основанием для подтверждения низкого уровня сердечных заболеваний среди японцев.
—————————
{далее – ксерокопия таблицы 2.1 со страницы 46 книги перевод обозначений таблицы
1- Таблица 2.1. Показатели темпа жизни в шести странах*
2- Соединенные Штаты
3- Япония
4- Тайвань
5- Индонезия
6- Италия
7- Англия
8- Страна
9- Численность населения
10- Большая
11- Мужчины
12- Женщины
13- Небольшая
14- Мужчины
15- Женщины
16- * численные показатели в таблицах означают время в секундах, необходимое для прохождения 100 футов. Таким образом, чем выше показатель, тем меньше скорость. Источник: Левайн и Бартлетт, 1984.Перепечатано с разрешения издательства «Sage publications,Inc.»
——————————–
Эпидемиологические данные из административного округа Лос-Анжелеса (Frederichs, Chapman, Nourjah, Maes, 1984) согласуются с выше приведенными данными. Они показывают, что уровень смертности по возрасту и полу для европейцев и американцев африканского происхождения в два раза выше соответствующих показателей для американцев, выходцев из Азии. Это различие еще больше, если учитывать показатели по сердечно-сосудистым заболеваниям. Естественно, некоторые виды заболеваний обусловлены режимами питания, но важно помнить, что традиции питания – это тоже часть культуры!
Аналогичные данные были получены при сравнении представителей народности Розето (штат Пенсильвания) с «контрольной» общиной (бангорцев из того же штата). Единственное различие между этими выборками состояло в том, что представители народности Розето были лучше социально интегрированы, поскольку были выходцами из одной итальянской деревни в провинции Фоггия. Исследователи проверили возможное наличие различий между этими общинами по возрасту, полу, весу, уровню холестерина, физической крепости, питанию и курению. Статистически значимых различий по этим переменным не было обнаружено (Henry, Stephens, 1977). В социально интегрированной деревне фактически не было зафиксировано ни одного случая сердечных заболеваний до шестидесятилетнего возраста; в контрольной деревне были получены такие же результаты. После шестидесятилетнего возраста уровень заболеваемости у жителей Розето составлял половину от уровня контрольной группы.
Результаты мночисленных исследований по таким заболеваниям, как рак, осложнения со здоровьем в период беременности и т. п. соответствуют общим тенденциям, обозначенным на рисунке 2.1.
социальная сплоченность – предыдущая | следующая – неравенство полов
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление