Культура и здоровье (продолжение)

Социальная сиплоченность (например, доступность социальной поддержки) – это фактор, который может способствовать смягчению влияния негативных жизненных событий на здоровье человека. Степень необходимости для человека справляться со своими жизненными  проблемами в одиночку (например, виндивидуалистической культуре Соединенных Штатов) или возможность решать их совместно с другими людьми (как в традиционных обществах  с коллективистическим типом культуры) совершенно различна.

В культурах коллективистического типа широко используются консультации с другими людьми, решения часто принимаются согласованно, а ответственность за эти решения распределяется между всеми участниками. В индивидуалистических культурах неудача для человека обычно является источником большего стресса, чем в коллективистических культурах, где она распределяется между людьми более или менее равномерно (Kashima, Triandis, 1986).

Рисунок 2.1 иллюстрирует степень восприятия негативных событий как стресогенных в зависимости от того, как культура и социализация воспитывают индивида воспринимать и справляться с подобными событиями. Например, потеря работы является более стрессогенным событием, когда люди осознают, что это следствие их собственных действий, а не социально-экономических изменений в обществе. Вероятнее всего люди будут воспринимать подобное событие как угрозу, если чувствуют себя одинокими и вынужденными в своей жизни полностью полагаться на самих себя и на свои способности, чем когда осознают свои связи сродственниками и друзьями, которые могут помочь им в кризисных ситуациях. Во многих традиционных культурах все доходы поступают в «общих кошелек», из которого оплачиваются расходы всех членов расширенной семьи. Если член семьи теряет работу, ресурсы группы уменьшаются, но это не такое угрожающее событие, чем когда человек, потерявший работу, является единственным кормильцем семьи.

Кроме этого, сам человек является арбитром и посредником между негативными жизненными событиями и их восприятием. Некоторые люди могут воспринимать негативные события намного оптимистичнее, чем другие, ориентированные на пессимистичное восприятие жизни. Форма социализации и генетические факторы (Plomin, 1990), по-видимому, имеют отношение к этим явлениям. В тех культурах, в которых процесс социализации связан с большей теплотой и принятием формируется личность с более оптимистически отношением к жизни; социализация, связанная с отвержением, имеют противоположную тенденцию – формирование пессимистической личности (Рохнер, 1986).

Более того, индивидуальное воспитание (как справляться с негативными жизненными событиями, например,  потеря работы или появление симптомов заболевания), может влиять на восприятие негативных событий. Например, многие люди  привыкли спокойно переносить небольшие болевые ощущения, тогда как другие от таких же болевых ощущений испытывают серьезную угрозу своей жизни. Восприятие событий как угрожающих приводит к сильному стрессу. Но остроту переживания стресса можно уменьшить, если человек получает социальную поддержку. Поэтому в социально сплоченных культурах с высоким уровнем социальной поддержки, вероятнее всего, будет меньше людей, переживающих стрессовые состояния.

Данные, представленные на рис. 2.1, подтверждаются результатами исследования Генри и Стефенсона (Henry, Stephenson, 1977). Как отмечалось выше, уровни кровяного давления возрастают с возрастом в тех культурах, где наблюдаются быстрые социальные изменения и где «вестернизация» населения является обычным явлением. Но в традиционных обществах уровень кровяного давления не связан с возрастом (за исключением тех, возраст которых перешел отметку 60 лет). Естественно, высокий уровень кровяного давления повышает вероятность наступления сердечно-сосудистых заболеваний. Признавая влияние содержания питания (например, употребление соли)  на уровень кровяного давления человека, представляется, что культура играет еще большую роль.

В различных регионах индустриального мира уровни сердечно-сосудистых заболеваний различаются очень сильно. Подтверждением этого является рисунок 2.2.

—————————–

{далее ксерокс рис. 2.2 со страницы 44 книги, далее

перевод обозначений на рисунке

1-                       уроженцы Кавказа, проживающие в США

2-                       бангорцы, штат Пенсильвания, демографически и по характеристикам питания похожи на народность Розето этого же штата, но в культурном плане являются индивидуалистами

3-                       священнослужители  – бенедиктинцы, уроженцы Кавказа

4-                       представители народности Розето, штат Пенсильвания, жители деревни в США, ведущие общинный образ жизни

5-                       японцы, проживающие в штате Гавайя

6-                       монахи – бенедиктинцы, уроженцы Кавказа

7-                       японцы, проживающие в Японии

8-                       члены монашеского ордера траппистов, уроженцы Кавказа

9-                       Рисунок 2.2 Уровни сердечных заболеваний на 1000 жителей отобранных популяций (Triandis, Bontempo, Villareal, Asai, Lucca, 1988. Авторское право обеспечивается Американской психологической ассоциацией. Перепечатано с разрешения издателя).

———————-

потребление алкоголя – предыдущая  |  следующая – темп жизни

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление