в. Средства достижения целей
В рассказах больных подчеркивалась как собственная активность героя, так и помощь со стороны других людей: герою кто-то объясняет, учит его, одобряет или порицает, его поддерживают родственники и т.д.
Приведем в качестве примеров наиболее типичные рассказы. Больная Р.Т.И.
Пример N 5 (картинка ТАТ N 3) Писатель мечтает написать рассказ про строительство БАМа. Он сидит за столом.
В прошлом он мечтал об этом, но у него не все получалось, не было подходящего материала. Потом он съездил на стройку, все посмотрел и решил написать книгу. У него все сразу не получалось, он много думал, и наконец написал хорошую книгу про БАМ. В этой книге рассказывается, как работали наши комсомольцы, как жили.
Пример N 6 (картинка ТАТ N 4) Закончился рабочий день. Подошел мастер, взял деталь и замерил параметры, но что-то не сошлось. Деталь была с браком. Он работал весь день, план выполнил, но так как он спешил, по-видимому, не все прошло благополучно. Раньше этого с ним не случалось. Он был не доволен собой, не доволен мастером, что тот подошел в это время. С этого дня он стал сам следить за своей работой и больше брака не допускал.
Ожидание помощи отчетливо прослеживается в рассказах больных С.Н.В. и Т.З.И.
Пример N 7 (картинка ТАТ N 1) Жил такой парень, допустим, Андрей Васильев. После школы поступил в МИФИ и учился, ну, так, по принципу: “ученье не волк, в лес не убежит”. А когда пришла сессия, ряд предметов он сдал, а физику никак не мог. И вот он приплел к преподавателю пересдавать физику. Он сдает третий раз, последний, считается, клянет себя, что плохо занимался в течение семестра, боится, что его отчислят. Взволнован. А профессор настроен критически и иронически, и мысли у него: “Какая расхлябанная молодежь пошла”. До этого они несколько раз сталкивались, причем в невыгодной для Андрея ситуации: ему замечания делал или на семинаре ответить не мог. Что будет? Он будет стоять как на углях, плавать. Профессор будет достаточно снисходителен, не будет засыпать специально. В конце концов профессор поставит 3, ведь такой институт, туда трудно поступить.
Пример N 8 (картинка ТАТ N 5) Студент строительного техникума вечернего отделения получил задание изготовить деталь. Но в последнее время он пропустил много занятий и поэтому с заданием справиться затруднялся. Он обратился за помощью к мастеру производственного обучения с просьбой помочь ему. Мастер знал о том, что этот студент добросовестный человек и занятия пропускает по уважительной причине, т.к. работает бригадиром на производстве, на нем лежит большая ответственность. Поэтому он с желанием помог ему, и студент через некоторое время порадовал мастера хорошо изготовленной деталью.
Пример N 9 (картинка ТАТ N 1) Учитель и ученик, не ученик, а студент.
Он сдает экзамен профессору. Что они думают? Профессор думает, что студент плохо выучил его тему. А ученик молодой, легкомысленный, думает: “Как бы быстрее все это кончилось”. Раньше профессор сидел дома, занимался, а парень был на танцах с девушкой. Занимался не тем, чем нужно. Будущее? Наверное, у парня родители какие-то высокие звания имеют, и он быстро продвинется, у него все легко будет. Тут не нужно ума. Профессор стариком станет, я не знаю, что говорить, постареет.
г. Уровень достижения целей
В рассказах содержится надежда на то, что “все закончится благополучно”, “все волнения будут позади” и т.д. (70 % рассказов, содержащих указания на будущее).
Больной Л.М.Н.
Пример N 10 (картинка ТАТ N 2) Робость и неуверенность овладели им.
Опять нужно войти в эту дверь. Последний раз, когда заходил к директору, отношения не сложились. Директор сделал замечание за то, что работа была не выполнена. И сейчас, когда еще не все сделано, его снова вызывают. Неуверенность и робость овладели им. Раз уж так получилось, ему все-таки придется войти в эту дверь, что бы его ни ожидало. Надежда на то, что все обойдется, не покидала его. Он нажал ручку двери.
Однако, характеристика будущего дается в рассказах больных очень обобщенно, не конкретно (в отличие от рассказов здоровых испытуемых).
д. Сюжеты рассказов
Материал ТАТ Хакхаузена ориентирован на производственную тематику, поэтому основная часть рассказов и больных, и здоровых испытуемых локализуется в этой сфере. Вместе с тем, в обеих группах наблюдаются и иные разработки сюжета. Сводные результаты приводятся в Таблице 2 (в % к общему количеству рассказов по группе).
Таблица 2
Группы испытуемых
Сюжетные линии рассказов
Личная, семейная темы
Карьера, достижение, благополучие
Пенсия, старость
Болезнь или смерть
Больные ХПН
12
4
10
4
Здоровые испытуемые
20
20
3
4
Из таблицы видно, что для больных менее значимой является тема достижений, карьеры, реже звучит личная тематика. В то же время для них более актуальны темы болезни, старости, ухода на пенсию и т.д. Вот типичные примеры сюжетов подобного типа.
Больной П.А.М.
Пример N 11 (картинка ТАТ N 2) Это небольшой чиновник, служащий, который пришел к директору подписать документы, но очень побаивается. Работает очень давно, и боится, что его уволят с предприятия за разные ошибки. Надеется получить пенсию, потому что лет у него порядочно.
Больная Т.Д.И.
Пример N 12 (картинка ТАТ N 5) Я думаю, что это два друга, которые придумали рационализаторское предложение и после работы остались и вытачивают на токарном станке деталь. У них это получилось, они очень довольны и счастливы. В будущем я думаю, они будут также придумывать новые детали и работать над этой мыслью. Стараться для производства сделать все возможное для улучшения обработки этих деталей. В прошлом они были дружны с детства, вместе учились, дружат семьями. Мысли: “Оставить после себя хорошие знания, научить молодежь хорошо работать, как они, и уйти вместе на пенсию”.
Рассказ больного Л.М.Н.
Пример N 13 (картинка ТАТ N 6) Как всегда, он раньше всех пришел в свой рабочий кабинет. У него была бессонница, и он выходил рано из дома и приходил на работу тогда, когда там еще никого не было. Не было и гардеробщика, и он раздевался на своем рабочем месте. Он думал: “Когда же все это кончится?” И каждый раз загадывал обратиться к врачу по поводу бессонницы. Но как всегда откладывал это на следующий день. К 8 часам приходили сотрудники. Они привыкли видеть его в кабинете раньше всех. Это началось давно и вошло в традицию, никто не придавал этому значения.
Таким образом, качественный анализ рассказов ТАТ позволяет выделить следующие характерные для больных особенности:
- повышение значимости настоящего момента, сведение событий прошлого и возможного будущего к настоящему, т.е. феномен смещения времени;
- неопределенность и неразработанность представлений о будущем;
- доминирование темы болезни, смерти, ухода на пенсию в сюжетах рассказов;
- стремление к разрешению проблем за счет помощи “со стороны”, а не собственной активности
Особенности выполнения ТАТ – предыдущая | следующая – Изменение жизненной перспективы
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях