/     /  
Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни (продолжение)

Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни (продолжение)

в. Средства достижения целей В рассказах больных подчеркивалась как собственная активность героя, так и помощь со стороны других людей: герою кто-то объясняет, учит его, одобряет или порицает, его поддерживают родственники и т.д. Приведем в качестве примеров наиболее типичные рассказы. Больная Р.Т.И. Пример N 5 (картинка ТАТ N 3) Писатель мечтает написать рассказ про строительство БАМа. Он сидит за столом. В прошлом он мечтал об этом, но у него не все получалось, не было подходящего материала. Потом он съездил на стройку, все посмотрел и решил написать книгу. У него все сразу не получалось, он много думал, и наконец написал хорошую книгу про БАМ. В этой книге рассказывается, как работали наши комсомольцы, как жили. Пример N 6 (картинка ТАТ N 4) Закончился рабочий день. Подошел мастер, взял деталь и замерил параметры, но что-то не сошлось. Деталь была с браком. Он работал весь день, план выполнил, но так как он спешил, по-видимому, не все прошло благополучно. Раньше этого с ним не случалось. Он был не доволен собой, не доволен мастером, что тот подошел в это время. С этого дня он стал сам следить за своей работой и больше брака не допускал. Ожидание помощи отчетливо прослеживается в рассказах больных С.Н.В. и Т.З.И. Пример N 7 (картинка ТАТ N 1) Жил такой парень, допустим, Андрей Васильев. После школы поступил в МИФИ и учился, ну, так, по принципу: "ученье не волк, в лес не убежит". А когда пришла сессия, ряд предметов он сдал, а физику никак не мог. И вот он приплел к преподавателю пересдавать физику. Он сдает третий раз, последний, считается, клянет себя, что плохо занимался в течение семестра, боится, что его отчислят. Взволнован. А профессор настроен критически и иронически, и мысли у него: "Какая расхлябанная молодежь пошла". До этого они несколько раз сталкивались, причем в невыгодной для Андрея ситуации: ему замечания делал или на семинаре ответить не мог. Что будет? Он будет стоять как на углях, плавать. Профессор будет достаточно снисходителен, не будет засыпать специально. В конце концов профессор поставит 3, ведь такой институт, туда трудно поступить. Пример N 8 (картинка ТАТ N 5) Студент строительного техникума вечернего отделения получил задание изготовить деталь. Но в последнее время он пропустил много занятий и поэтому с заданием справиться затруднялся. Он обратился за помощью к мастеру производственного обучения с просьбой помочь ему. Мастер знал о том, что этот студент добросовестный человек и занятия пропускает по уважительной причине, т.к. работает бригадиром на производстве, на нем лежит большая ответственность. Поэтому он с желанием помог ему, и студент через некоторое время порадовал мастера хорошо изготовленной деталью. Пример N 9 (картинка ТАТ N 1) Учитель и ученик, не ученик, а студент. Он сдает экзамен профессору. Что они думают? Профессор думает, что студент плохо выучил его тему. А ученик молодой, легкомысленный, думает: "Как бы быстрее все это кончилось". Раньше профессор сидел дома, занимался, а парень был на танцах с девушкой. Занимался не тем, чем нужно. Будущее? Наверное, у парня родители какие-то высокие звания имеют, и он быстро продвинется, у него все легко будет. Тут не нужно ума. Профессор стариком станет, я не знаю, что говорить, постареет. г. Уровень достижения целей В рассказах содержится надежда на то, что "все закончится благополучно", "все волнения будут позади" и т.д. (70 % рассказов, содержащих указания на будущее). Больной Л.М.Н. Пример N 10 (картинка ТАТ N 2) Робость и неуверенность овладели им. Опять нужно войти в эту дверь. Последний раз, когда заходил к директору, отношения не сложились. Директор сделал замечание за то, что работа была не выполнена. И сейчас, когда еще не все сделано, его снова вызывают. Неуверенность и робость овладели им. Раз уж так получилось, ему все-таки придется войти в эту дверь, что бы его ни ожидало. Надежда на то, что все обойдется, не покидала его. Он нажал ручку двери. Однако, характеристика будущего дается в рассказах больных очень обобщенно, не конкретно (в отличие от рассказов здоровых испытуемых). д. Сюжеты рассказов Материал ТАТ Хакхаузена ориентирован на производственную тематику, поэтому основная часть рассказов и больных, и здоровых испытуемых локализуется в этой сфере. Вместе с тем, в обеих группах наблюдаются и иные разработки сюжета. Сводные результаты приводятся в Таблице 2 (в % к общему количеству рассказов по группе). Таблица 2 Группы испытуемых   Сюжетные линии рассказов Личная, семейная темы Карьера, достижение, благополучие Пенсия, старость Болезнь или смерть   Больные ХПН 12 4 10 4   Здоровые испытуемые 20 20 3 4   Из таблицы видно, что для больных менее значимой является тема достижений, карьеры, реже звучит личная тематика. В то же время для них более актуальны темы болезни, старости, ухода на пенсию и т.д. Вот типичные примеры сюжетов подобного типа. Больной П.А.М. Пример N 11 (картинка ТАТ N 2) Это небольшой чиновник, служащий, который пришел к директору подписать документы, но очень побаивается. Работает очень давно, и боится, что его уволят с предприятия за разные ошибки. Надеется получить пенсию, потому что лет у него порядочно. Больная Т.Д.И. Пример N 12 (картинка ТАТ N 5) Я думаю, что это два друга, которые придумали рационализаторское предложение и после работы остались и вытачивают на токарном станке деталь. У них это получилось, они очень довольны и счастливы. В будущем я думаю, они будут также придумывать новые детали и работать над этой мыслью. Стараться для производства сделать все возможное для улучшения обработки этих деталей. В прошлом они были дружны с детства, вместе учились, дружат семьями. Мысли: "Оставить после себя хорошие знания, научить молодежь хорошо работать, как они, и уйти вместе на пенсию". Рассказ больного Л.М.Н. Пример N 13 (картинка ТАТ N 6) Как всегда, он раньше всех пришел в свой рабочий кабинет. У него была бессонница, и он выходил рано из дома и приходил на работу тогда, когда там еще никого не было. Не было и гардеробщика, и он раздевался на своем рабочем месте. Он думал: "Когда же все это кончится?" И каждый раз загадывал обратиться к врачу по поводу бессонницы. Но как всегда откладывал это на следующий день. К 8 часам приходили сотрудники. Они привыкли видеть его в кабинете раньше всех. Это началось давно и вошло в традицию, никто не придавал этому значения. Таким образом, качественный анализ рассказов ТАТ позволяет выделить следующие характерные для больных особенности:
  • повышение значимости настоящего момента, сведение событий прошлого и возможного будущего к настоящему, т.е. феномен смещения времени;
  • неопределенность и неразработанность представлений о будущем;
  • доминирование темы болезни, смерти, ухода на пенсию в сюжетах рассказов;
  • стремление к разрешению проблем за счет помощи "со стороны", а не собственной активности

Особенности выполнения ТАТ - предыдущая | следующая - Изменение жизненной перспективы

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при семейных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)