Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей раздельно проживающими родителями (продолжение)

При обсуждении продолжительности экспертного иссле­дования С.Р. Херман (Herman, 1997) сообщает, что весь процесс экспертизы (планирование и подготовка, проведение исследо­вания, написание заключения) обычно занимает от 1 до 3 меся­цев. По данным М.Дж. Акерман и М.С. Акерман (Ackerman M.J., Ackerman М.С., 1997), примерно 4,5 часа необходимо на беседу с родителями, 2,7 часа — на беседу с ребенком, 1,6 часа — на опрос других значимых близких.

При обсуждении необходимой квалификации эксперта подчеркивается, что он должен быть хорошим клиницистом с опытом диагностики, лечения, экспертной оценки, а также должен обладать дополнительными навыками: доверительным стилем интервью, пониманием семьи, знаниями динамики межличностных отношений, особенностей детского и взрос­лого развития. Он должен быть знаком с семейным законода­тельством и местными особенностями судопроизводства. Он должен постоянно продолжать свое образование в области развода и опеки; знать, когда обратиться к коллегам или ру­ководителю; владеть местным законодательством и судебны­ми процедурами; неукоснительно следовать этическим нормам (Gindes, 1994). Также он должен уметь эффективно взаимодей­ствовать с профессионалами-юристами, которые обычно до­вольно далеки от области психического здоровья. Клиницист должен помнить, что экспертиза — это «возможность привести в юридическую систему достижения психологии и науки о по­ведении. Успешный эксперт может объединить психологию и законодательство на службе ребенку» (Herman, 1997, с. 9—10).

Многими авторами (Haller, 1981; Bernet, 1983; Greenberg, Shuman, 1997; Greenberg, Shuman, 1997) подчеркиваются разли- чия ролей клинициста-психотерапевта, работающего с семьей, и эксперта (таблица 1).

Таблица 1

Различия ролей клинициста-психотерапевта, работающего с семьей, и судебного эксперта (психолога или психиатра)

Психотерапевт Судебный эксперт
Заказчик услуг пациент суд
Отношения с обследуемым полностью конфиден­циальны конфиденциальность не в пол­ном объеме; информирование об этом подэкспертного
Позиция по отношению к обследуемому поддерживающее, эмпа- тическое отношение к пациенту; редко стано­вится «противником» пациента нейтральная, позволяющая со­хранить объективность; иногда должен использовать критиче­скую позицию для выяснения истины
Компетенция оценка, диагностика и лечение психической патологии оценка юридически значимо­го поведения (например, какое влияние симптомы депрессии могут оказывать на способность заботиться о ребенке)
Гипотезы о наилучшем способе излечения имеющегося расстройства касающиеся юридического контекста поведения подэкс­пертного
Отношение к словам об- ледуемого как правило, не сосре­доточен на истиннос­ти того, что говорит пациент ищет объективное подтверж­дение каждому слову подэкс­пертного, ищет ложные утверж­дения, подозревает интерес под­экспертного в дезинформации эксперта
Контрольсодержанияобследования во многих случаях не контролирует содержа­ние психотерапевтиче­ских сессий жестко контролирует содержа­ние высокоструктурированного процесса исследования, фокуси­руясь на вопросах суда
Цель обследо­вания помочь пациенту пре­одолеть расстройство оценить факты и помочь суду понять психологическую и пси­хиатрическую информацию, имеющую отношение к данному разбирательству

 

Клиницисты всегда — адвокаты детей и родителей в те­рапевтическом альянсе. Судебный эксперт, наоборот, руковод­ствуясь интересами ребенка, не несет ответственности перед ребенком или его родителями. Он пишет отчет для суда или его представителя, а не для тех, кого он оценивает. Цель экс­пертизы — предоставить объективную информацию и описать различные точки зрения, чтобы помочь суду принять решение об опеке. Эксперт должен осознавать эту роль и ознакомить с ней всех участников.

Столь широкое понимание экспертных задач, к сожале­нию, часто приводит к злоупотреблениям, связанным с превы­шением специалистами уровня компетентности. Дж.Р. Джон- стон (Johnston, 1997) высказывала озабоченность тем, что некоторые терапевты, которые общаются только с одной из сторон конфликта, пишут рекомендации, основываясь на неправильном представлении о втором родителе, не пони­мая ни реальных потребностей своего клиента, ни позиции другого родителя, ни динамики семьи. К сожалению, некото­рые суды с доверием относятся к подобным «рекомендациям специалистов».

 

заключение эксперта– предыдущая | следующая – судебные споры

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.