Яндекс.Метрика

Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей раздельно проживающими родителями (продолжение)

Эксперт должен раскрыть состояние психического здоро­вья каждого из родителей, включая вредные привычки, которые могут иметь последствия для ребенка. Подчеркивается, что в спорах об опеке нет необходимости в установлении родителям психиатрического диагноза. Основной целью экспертизы явля­ется «оценка родительства», а не психиатрическое освидетель­ствование. Установленный кому-либо из родителей диагноз психического расстройства приводит суд в замешательство и часто является поводом для затягивания судебного процесса, изменения другой стороной исковых требований, оспаривания решений суда. Однако если эксперт устанавливает диагноз, то он должен пояснить его последствия для опеки. С.Р. Херман (Herman, 1990) подчеркивает, что важен не сам факт наличия диагноза, а влияние выявленных психических нарушений на взаимоотношения родителя с ребенком. Этот подход отражен также в Task Force Report (American Psychiatric Association). Ряд авторов указывают, что истории болезни родителей могут быть затребованы экспертом только в тех случаях, если в споре об опеке возникает вопрос о том, страдает ли кто-то из них психи­ческим заболеванием {Herman, 1997; Ackerman, 2006).

Психологическое тестирование родителей в большинстве случаев не проводится. С.Р. Херман (Herman, 1997) поясняет, что психологические тесты (такие, как MMPI, TAT, тест Роршаха) направлены в основном на выявление психопатологии, а не на оценку родительства. Их использование в судебном процессе часто приводит к баталиям между психологами, адвокатами и судьями относительно значения полученных результатов. Ис­пользование же специфических тестов, созданных для оценки родительства (Bricklin Perception of Relationships Test — PORT, Ackerman-Schoendorf Scales for Parent Evaluation of Custody — ASPECT), само по себе спорно. Их роль должна быть исклю­чительно дополняющей, и они никогда не должны заменять полноценного исследования.

Исследование ребенка должно включать оценку уровня привязанности к окружающим взрослым; выражаемые предпо­чтения; признаки внушения родителем каких-то идей; если это необходимо — установку диагноза и констатацию специальных потребностей. С каждым ребенком хотя бы один или два раза должна быть проведена индивидуальная беседа. Необходимо изучить детское восприятие сложившейся ситуации, выяснить, что ребенок думает о происходящем. При этом подчеркивает­ся, что ребенок, на доступном для него уровне, должен быть информирован о целях экспертизы.

Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован со­вместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Эксперт наблюдает за характером взаимо­действия ребенка и родителя, легкостью их отношений, призна­ками тревоги, способностью родителя передать ребенку лидер­ство, способами привлечения к порядку, одобрения, повыше­ния детской самооценки. Непосредственное наблюдение может предоставить множество информации: коммуникативные уме­ния родителя, восприятие им ребенка, обеспечение поддержки, способы выражения любви, методы обеспечения дисциплины, знания и ожидания возможностей развития ребенка, способ­ность понимать чувства ребенка, способность воспринимать ребенка как отдельного индивида со своими желаниями и по­требностями, удовлетворение или неудовлетворение от роди­тельской роли. Очень важной является возможность увидеть реакцию ребенка на поведение родителя (Baerger, 2002). Окон­чательные выводы о характере детско-родительских взаимо­отношений и о стиле воспитания каждого из родителей могут быть сделаны только после проведения нескольких совместных детско-родительских интервью.

Полезным для эксперта считается присутствовать при кон­фликтах между членами семьи, например, ссорах между сиблингами, для того чтобы видеть, какие попытки предпринимают родители для решения проблемы. Отмечается, что даже в ходе игровой сессии можно увидеть, как конфликт обычно решается в сценарии семьи.

Также указывается, что необходимо хотя бы раз встре­титься с нынешними супругами родителей ребенка, узнать об их взаимоотношениях с ребенком, обратить внимание на чув­ствительность к нуждам ребенка и реальную оценку будущих проблем.

Таким образом, при подготовке письменного заключения эксперт должен оценить множество факторов, которые в конеч­ном итоге приводят к окончательным рекомендациям (Herman, 1997; Nurcombe, Partlett, 1994): чьи условия обеспечат большую стабильность и неизменность ситуации для ребенка; каковы предпочтения ребенка и почему эксперт соглашается с ними или отвергает их; к кому из родителей ребенок более привязан; насколько чувствителен каждый из родителей к потребностям ребенка, насколько уважительно каждый из родителей отно­сится к ребенку; каково, если оно есть, влияние пола на детско- родительские отношения; каково психическое здоровье каждо­го из родителей; каков уровень конфликта между родителями и его влияние на ребенка. Заключение должно быть кратким, но достаточно детализированным, чтобы обеспечить тех, кто будет его читать, необходимой информацией и удовлетворить их интересы. Оно должно быть написано без технических тер­минов, т.к. предназначается для специалистов, не являющихся клиницистами. Также в заключении должна быть дана оценка прямых обвинений со стороны одного родителя в адрес друго­го. Описание каждого из родителей должно быть подкреплено как клиническим впечатлением эксперта, так и материалами дела, и результатами интервью. Заключение должно содержать специфические и детализированные рекомендации по опеке, посещениям (если задавался этот вопрос), другие коммента­рии и рекомендации. Например, эксперт может рекомендовать терапию или дальнейшую экспертизу детям или родителям в период или после завершения судебного процесса. Заказчик экспертизы должен быть в состоянии увидеть, каким образом клиницист пришел к такому заключению, какие данные под­тверждают его. Заключение эксперта представляется одновре­менно всем сторонам. Эксперту рекомендуется встретиться с обоими родителями и их представителями и объяснить содер­жание заключения. Часто это может помочь родителям понять и принять его рекомендации.

потребности ребенка – предыдущая | следующая – судебный эксперт

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.