Яндекс.Метрика

Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей раздельно проживающими родителями (продолжение)

Дж. Голд (Gould, 1998), анализируя особенности эксперт­ных заключений по вопросам опеки, отмечал, что

1) рекомендации экспертов часто превышают как узкие рамки имеющихся специфических данных, так и широ­кие границы имеющихся научных сведений;

2)  эксперты часто применяют неадекватные методы иссле­дования, а также интерпретируют их несоответствую­щим образом;

3)  часто экспертам не удается интегрировать их рекомен­дации с научными данными о развитии ребенка и о со­стоянии детей после развода;

4)  многие заключения плохо написаны, выводы эксперта

часто не обоснованны и противоречат выявленным им же данным;

5)  некоторые эксперты не понимают различий между те­рапевтической и судебной оценками;

многие утверждения экспертов основаны более на кли­нических впечатлениях, а не на исследовании или на­учных данных.

Таким образом, в зарубежной практике участие в судеб­ных спорах, касающихся детей, специалистов в области ду­шевного здоровья (психологов, психиатров, психотерапевтов) распространено очень широко и может осуществляться как на досудебном, так и на судебном этапе. Существуют разнообраз­ные формы такого участия, основные среди которых — обра­зовательные программы, посредничество или медиация (в том числе с элементами индивидуальной, групповой и семейной психотерапии), судебная экспертиза. При этом деятельность специалистов направлена на повышение количества семей, способных прийти к согласию относительно воспитания и ме­ста проживания ребенка на досудебном этапе. Тем не менее вы­деляется группа родителей, степень вовлеченности которых в конфликт такова, что не позволяет им решить вопросы, касаю­щиеся ребенка, без привлечения судебных органов. Эти семьи определяются как высококонфликтные и дети в них подверга­ются наибольшему риску испытать все негативные последствия развода. Для защиты их интересов вопрос о месте проживания и воспитании детей из высококонфликтных семей решается в судах с обязательным участием специалистов в области душев­ного здоровья. Целью экспертного исследования является уста­новление «наилучших интересов ребенка», в связи с чем задачи исследования очень широки и разнообразны. Они включают оценку потребностей развития ребенка; оценку способностей каждого из родителей удовлетворять эти потребности; оценку характера детско-родительского взаимодействия. В задачи экс- Перта входит составление обоснованного клиническими, экс­периментальными, научными данными прогноза относительно особенностей развития ребенка в случае определения судом различных вариантов опеки, различных опекунов. Сложность задач предъявляет повышенные требования к квалификации эксперта, и, к сожалению, оставляет широкое поле для возмож­ных ошибок и злоупотреблений.

Судебная экспертиза в семейных спорах имеет по меньшей мере 30-летнюю историю зарубежных исследований. Доказа­на целесообразность привлечения специалистов-психологов и психиатров к судебным спорам, связанным с защитой инте­ресов детей при раздельном проживании родителей. Изучение зарубежного опыта участия специалистов в области охраны психического здоровья к спорам о порядке воспитания детей раздельно проживающими родителями является необходи­мым условием внедрения комплексных судебных психолого- психиатрических экспертиз в семейных спорах в российском судопроизводстве. В то же время российские правовые нор­мы (семейное законодательство, законодательные акты, регу­лирующие экспертную деятельность) и особенности государ­ственной судебно-экспертной деятельности, с одной сторо­ны, и организации психологической помощи в нашей стране (недостаточное количество консультативных служб, центров психологического сопровождения, малая доступность психо­терапевтической помощи), с другой, требуют критического анализа возможности его применения в российской эксперт­ной практике.

судебный эксперт – предыдущая | следующая – порядок осуществления родительских прав

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.