тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 1. Психологическая диагностика в клинической медицине (продолжение)

Способы собирания психологического анамнеза. Можно ис­пользовать разные способы собирания психологического анам­неза.

1. Свободная, непринужденная беседа с больным, итоги ко­торой впоследствии оформляются в виде неформализованной текстуальной записи, где отмечается то, что признается важ­ным,— эта запись приобщается к истории болезни. Преиму­щество этого способа прежде всего в возможности установить с больным лучший, неформальный контакт и получить от него наиболее полную информацию по самым важным в данном случае вопросам. Последующая текстовая запись позволяет выделить из психологического анамнеза все наиболее сущест­венное и опустить маловажное для данного случая — тем са­мым создаются условия для быстрого получения лечащим вра­чом и психологом наиболее важной для данного случая инфор­мации.

Недостаток данного способа — недоступность непосредствен­ной формализованной обработки и какой-либо квантификации данных. Для этого подобные записи приходится переводить на поддающиеся такой обработке карты, причем обычно некото­рая часть этих карт (правда, в данном случае обычно мало­существенная) остается незаполненной за недостатком инфор­мации в текстуальной записи. Способ свободной беседы обычно вполне удовлетворяет по­требности практической работы медицинского психолога. Его можно считать наилучшим для индивидуальной работы с боль­ным.

2. Формализованная карта-схема, которая вручается боль­ному с просьбой самостоятельно заполнить все графы, где предлагаются готовые ответы на выбор, а иногда предлагается добавить недостающее. Преимущество этого способа — до­ступность последующей формализованной обработки и эконо­мия рабочего времени обследователя. Недостаток состоит в от­сутствии непосредственного контакта с больным, вследствие чего неизбежно снижаются качество и точность ответов, рас­крытие нередко бывает неполным, и, главное, не удается ви­деть, какую реакцию вызывают у больного различные вопросы. К сказанному следует все же добавить, что иногда при шизо­идном и сенситивном типах акцентуаций больному бывает легче заполнять карту, чем отвечать на вопросы собеседника (мешает застенчивость или замкнутость); в таких случаях ино­гда при заполнении формализованных карт раскрытие может оказаться даже большим, чем во время непосредственной бе­седы. Данный способ обычно приходится использовать при не­обходимости быстро обследовать большое число больных.

3. Формализованная карта-схема, которую заполняет сам психолог во время беседы с больным. Этот способ занимает как бы промежуточное положение между первыми двумя и за­имствует от каждого и некоторые преимущества, и некоторые недостатки. С больным устанавливается непосредственный кон­такт во время опроса, но заполнение в это время карты неиз­бежно формализует беседу и мешает неформальному эмоцио­нальному контакту, что может сказаться на ответах больного. Заполненная формализованная карта открывает пути для по­следующих статистических обработок, но экономии рабочего времени этот способ почти не дает. Подобная карта, прило­женная к истории болезни, не позволяет без долгого и тщатель­ного ее изучения получить представление о личности больного.

4. Свободная непринужденная беседа с больным с после­дующим заполнением формализованной карты и одновременно с нею краткой текстуальной записью для истории болезни. Этот способ — наилучший из всех, его единственный недоста­ток— он требует большой затраты рабочего времени.

срывы социальной адаптации – предыдущая | следующая – психологический катамнез

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание