Переработки зрительно-пространственной информации
23. Проба Хэда. Выполнение этой пробы (продуктивность) зависит не только от развития зрительно-пространственных функций, но и от сформированности регуляторных функций. Для оценки зрительно- пространственных функций предназначены два основных параметра: пространственные и сомато-топические ошибки. Регуляторные ошибки и трудности усвоения программы свидетельствуют о дефиците функций III блока. Сомато-топические ошибки часто сопутствуют слабости кинестетических функций.
1. Продуктивность: количество правильно выполненных поз.
2. Количество регуляторных ошибок (импульсивных).
3. Количество пространственных ошибок.
4. Количество сомато-топических ошибок.
5. Усвоение инструкции:
0 — с первого раза;
1 — после второго предъявления инструкции.
24. Конструктивный праксис (копирование с поворотом на 180°). Выполнение этой пробы (как и предыдущей) зависит не только от развития зрительно-пространственных функций, но и от сформированности регуляторных функций, соответственно параметр продуктивности отражает состояние обоих компонентов. Параметр «усвоение инструкции» направлен на оценку регуляторных функций, остальные фиксируют состояние зрительно-пространственных функций. При этом параметры 5, 7 8, 9 чувствительны к слабости преимущественно правополушарных функций, а параметры 3, 4 и 6 зависят от состояния функций обоих полушарий.
1. Продуктивность = (количество с первого раза безошибочно перешифрованных фигур х 1) + (после самокоррекции или повторного предъявления инструкции х 0,5).
2. Усвоение инструкции:
0 — с первого раза;
1 — усвоение после второго предъявления инструкции;
2 — усвоение после трехкратного предъявления инструкции.
3. Количество ошибок перешифровки верх-низ.
4. Количество ошибок перешифровки лево-право.
5. Количество угловых дизметрий.
6. Количество линейных дизметрий.
7. Количество топологических ошибок (изменений места элементов). Топологические ошибки связаны с состоянием правополушарной холистической стратегии, однако похожие ошибки возникают и при слабости левополушарных функций, когда ребенок копирует деталь, делая лишь частичную перешифровку. В связи с этим следует расценивать изменение места элементов как топологическую ошибку лишь при наличии других симптомов правополушарных зрительно- пространственных трудностей.
8. Нарушения ориентации фигур, несоблюдение строки:
0 — нет наклона, строка соблюдена;
1 — есть наклон фигур или строка не соблюдена;
2 — есть наклон фигур и несоблюдение строки.
9. Трудности зрительно-моторной координации:
0 — отсутствуют;
1 — единичные;
2 — повторяющиеся;
3 — множественные.
25. Кубики Кооса. Эта проба традиционно относится к пробам на «невербальный интеллект», и ее выполнение зависит от состояния как зрительно-пространственных функций, так и регуляторных функций, что необходимо учитывать при интерпретации параметра «продуктивность». Анализ ошибок позволяет оценить состояние и лево- и правополушарных зрительно-пространственных функций. Ошибки типа изменения деталей и «обтаивания» говорят о слабости аналитической левополушарной стратегии, тогда как ошибки по типу «выход за границы рамки» и «нестыковки деталей» — о слабости холистической.
1. Продуктивность = количество правильно выполненных фигур: (в течение 1 минуты х ]) + (за последующее время х 0,5).
Оценка ошибок: за каждую неисправленную ошибку начисляется 1 балл, за ошибку с самокоррекцией 0,5 баллов.
2. Ошибки по типу изменения деталей.
3. Ошибки по типу «обтаивания».
4. Нарушения целостной структуры фигуры («выход за границы рамки»).
5. Нестыковка деталей фигуры.
6. Время выполнения каждого задания.
Особенности рисунков – предыдущая | следующая – Аналитические стратегии
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников