canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Детские рисунки в рамках пробы "Зрительные ассоциации". Параметры оценка рисунков.

Обработка данных нейропсихологического исследования (продолжение)

Функции правого полушария

13. Вплетение деталей, малореалистичных в описываемой ситуации, искажение деталей, в том числе связанное с нарушением порядка событий:

0 — отсутствие вплетений;

1 — единичное вплетение или искажение;

2 — множественные вплетения.

14. Понимание намерения главного персонажа:

0 — правильное понимание;

1 — неверное понимание, неверная эмоциональная оценка.

Переработка зрительной информации

19. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтера).

1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи психолога х 0,5).

2. Ошибки:

— количество вербальных ошибок (правильный ответ заменяется функциональным описанием изображения);

— количество вербально-перцептивных ошибок (вместо правильного предмета называется предмет похожий на него и из той же семантической категории, например, тарелка —> миска);

— количество перцептивно близких ошибок (ребенок называет похожий предмет из другой семантической категории, например, тарелка —> обруч);

— количество ошибок по типу фрагментарности восприятия (выделяется только фрагмент изображения, на его основе производится ошибочное опознание целого, оценка целого оказывается недоступной, например, ёлка —> сосульки, вода);

— количество перцептивно далеких ошибок.

Перцептивно далекие ошибки и ошибки по типу фрагментарности восприятия могут свидетельствовать о слабости функций правого полушария (Ахутина, Пылаева, 2003).

20. Опознание перечеркнутых изображений.

1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи х 0,5).

2. Ошибки:

— количество вербальных ошибок (лампа —> розетка);

— количество вербально-перцептивных ошибок (кувшин —> ваза);

— количество перцептивно близких ошибок (лампа —> гриб; молоток —>кубик);

— количество ошибок смешения фигуры и фона (кувшин —> сердечко, имеется в виду пространство между ручкой и кувшином; молоток —> молния, так называется зачеркивающая линия);

— количество перцептивно далеких ошибок (кувшин —> гусь, ракета).

В этой пробе ошибки по типу фрагментарности не выделяются, поскольку на материале этой пробы трудно расчленить ошибки, связанные с недостаточной активностью в проверке перцептивных гипотез (слабость функций III блока), например, молоток —> кубик, и собственно фрагментарные ошибки, связанные с трудностями в опознании и проверке целого (слабость функций правого полушария). Подробнее об этом см. Ахутина, Пылаева, 2003.

21 .Опознание незаконченных изображений.

1. Продуктивность, (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи х 0,5).

2. Ошибки:

— количество вербальных ошибок;

— количество вербально-перцептивных ошибок;

— количество перцептивно близких ошибок;

— количество ошибок по типу фрагментарности восприятия;

— количество перцептивно далеких ошибок;

— количество персевераторных ответов.

Сформированность правополушарной холистической стратегии восприятия оценивается по общей продуктивности и, особенно, по ошибкам по типу фрагментарности восприятия и перцептивно далеким ошибкам (подробнее см. Ахутина, Пылаева, 2003).

22. Зрительные ассоциации. Оба задания этой пробы, свободные и направленные ассоциации, оцениваются различно (подробное описание пробы и примеры различных вариантов детских работ см. в Ахутина, Пылаева, 2003).

Свободные ассоциации:

1. Продуктивность — общее количество разных рисунков.

2. Количество предметных рисунков.

3. Количество непредметных рисунков (геометрических фигур, букв и т.п.).

4. Качество изображений:

— количество хорошо узнаваемых рисунков;

— количество малоузнаваемых рисунков;

— количество неузнаваемых рисунков.

Большое количество непредметных рисунков и низкое качество изображений свидетельствуют о слабости правополушарных зрительных функций.

Направленные ассоциации (растения):

1. Продуктивность (без неадекватных рисунков и повторов).

2. Количество конкретных рисунков.

3. Количество обобщенных рисунков (без специфических признаков названного растения).

4. Количество неадекватных заданию рисунков.

5. Качество изображений:

— количество хорошо узнаваемых рисунков;

— количество малоузнаваемых рисунков;

— количество неузнаваемых рисунков.

Низкая продуктивность, преобладание обобщенных рисунков, низкое качество изображений являются признаками слабости право-полушарных зрительных функций. Наличие неадекватных заданию рисунков может быть проявлением слабости функций III блока.

Оценка называния в направленных ассоциациях:

1. Количество вербальных ошибок (например, описание растения вместо названия).

2. Количество вербально-перцептивных ошибок.

3. Количество обобщенных названий.

4. Количество конкретных названий.

Вербальные ошибки, большое количество обобщенных названий могут свидетельствовать о трудностях номинации, характерных для слабости переработки слуховой информации по левополушарному типу.

Оценка повторов в обеих частях пробы:

1. Количество повторов рисунка и названия.

2. Количество повторов деталей.

3. Количество повторов одного названия для разных рисунков.

4. Количество повторов одного рисунка с разными названиями.

Повторы первого и второго вида характерны для слабости функций III блока. Повторы третьего вида встречаются при сочетании трудностей номинации (II блок левое полушарие) и слабости функций III блока. Наконец, повторы одного рисунка с разными названиями свидетельствуют о слабости зрительных представлений, перцептивной основы значения слова, типичных для отставания в развитии правополушарных зрительных функций.

Факультативно может оцениваться порядок рисования:

0 — сверху, вниз, слева направо;

1 — игнорирование верхней половины листа, начало рисования снизу;

2 — игнорирование левой части листа и рисование справа налево;

3 — хаотичное рисование.

Эти особенности могут быть следствием как пространственных, так и регуляторных трудностей, но у дошкольника могут быть связаны с педагогическим упущением.

Целесообразно обращать внимание на особенности рисунков, отражающих специфику эмоционально-личностной сферы ребенка, например, изображение животных с острыми зубами или «злое растение» (см. анализ графических проективных методик, например, Вагнер). При наличии таких рисунков рекомендуется профессиональное исследование патопсихолога.

Пересказ текста – предыдущая | следующая – Сомато-топические ошибки

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах

Яндекс.Метрика